ОМКФ: возрастные герои и негаснущие звезды

19 июля, 15:31 Распечатать Выпуск №28, 20 июля-26 июля

В Южной Пальмире на этой неделе развернулся 10-й Одесский международный кинофестиваль. 

Уже сегодня, 20 июля, кинофорум огласит победителей и вручит (по результатам голосования зрителей) главный приз — статуэтку "Золотого Дюка".

Впрочем, можно сказать, что эстетика и юбилей — неотъемлемые составляющие успеха 10-го ОМКФ. Порадовала даже пресловутая "красная дорожка" на открытии (во многом здесь заслуга официального дизайнера фестиваля Юлии Паскаль). В рамках параллельной программы галерея современного искусства Invogue открыла новую выставку, посвященную основным событиям и артефактам за 10 лет существования ОМКФ. Проект под названием "Дневник ОМКФ" создан командой Port creative hub при поддержке Украинского культурного фонда.

ОМКФ: вікові герої і незгасні зірки
Джамала

А есть еще выставки фотографий оператора Леонида Бурлаки, молодой авангардистки Марии Куликовской... Но главным искусством, конечно же, в эти дни в Одессе является кино.

В Национальную конкурсную программу юбилейного ОМКФ вошли 5 полнометражных и 10 короткометражных фильмов. И здесь явно лидирует "Східняк" Энди Ива с Богданом Бенюком. Похоже, мир кинематографа на всех континентах сегодня всерьез озадачен проблемой кризиса среднего возраста. 

"Боль и слава" Педро Альмодовара показывает красивое угасание кинорежиссера Сальвадора, которого играет Антонио Бандерас (фильм идет в разделе "Фестиваль фестивалей"). Судя по восторгу зрителей, фаворит ОМКФ от французского режиссера Кантена Дюпье — фильм "Замша" ("Оленья кожа") в разделе "Гала-премьеры". Слегка чокнутые герои комедии "На посту!" в исполнении Бенуа Пульворда и Грегуара Задига от режиссера Кантена Дюпье (момент, когда недотепа Фюген пожирает устрицу вместе с раковиной, комментируя, будто "не привык к каменистой пище", — трюк, и в нем как в зеркале отразилась судьба флегматичного подкаблучника, на которого валятся неприятности и трупы). 

Еще один вплотную подошедший к рубежу старости герой — настоящий "портеньо" из Буэнос-Айреса Серхио Гарсес, порноактер и король массовки, в молодости записавший отличный испаноязычный альбом каверов Сержа Генсбура (фильм Рании Атье и Даниэля Гарсиа "Инициалы С.Г." (Аргентина, США, Ливан). Можно сказать, что картины "На посту!" и "Инициалы С.Г." серьезно будут оспаривать победу в международном конкурсе. 

Явно "не зашла" фестивальной публике нашумевшая российская "Дылда" Кантемира Балагова (раздел "Фестиваль фестивалей"). Неоднозначно также воспринята "документалка" Урсулы Макфарлейн "Вайнштейн" ("Неприкасаемый") в разделе "Гала-премьеры", — интерес к этому фильму и высказывание мнений подогревал тот факт, что на ОМКФ прибыла в качестве специальной гостьи "виновница" движения #MeToo Роуз МакГоуэн. Актриса прошлась по красной дорожке в день открытия, представила свой короткометражный фильм "Дон" о трудной судьбе девочки-подростка и пообщалась с журналистами, предварительно выдвинув условие: о Вайнштейне — ни слова!

— Вследствие моей активистской деятельности мне уже три года не предлагают ролей в кино, — призналась Роуз МакГоуэн. — Думаю, это потому, что меня боятся, хотя на самом деле бояться меня не следует, если, конечно, вы не чудовище. Сейчас я работаю как режиссер над фильмом "Лунатик", веду поиски финансирования. Это фильм о женщине, которая была принуждена к браку, муж постоянно контролирует ее. По ночам она ходит, как лунатик, по лесу, ей трудно отличать правду от сна и вымысла. В принципе, я хотела бы больше заниматься режиссурой, очень рада вернуться в креативную работу. У меня скоро выходит новый музыкальный альбом, также я планирую написать книгу. 

ОМКФ: вікові герої і незгасні зірки
МакГоуэн

Специальный гость 10-го Одесского международного кинофестиваля, британский режиссер Майк Ли провел в фестивальном центре "Родина" творческую встречу. На церемонии открытия ОМКФ он получил статуэтку "Золотой Дюк" за вклад в киноискусство, в программе фестиваля — его мини-ретроспектива, проходящая при поддержке Британского Совета в Украине.

— Все знают, что я не просто сижу и придумываю сценарии для своих фильмов, — сказал мэтр. — На протяжении определенного времени я исследую избранную тему, понемногу приближаюсь к сути и раскрываю сюжет. Никогда точно не знаю, каким будет результат. Только после исследований, обсуждений с командой и репетиций мы начинаем съемки. В целом я пытаюсь делать так, чтобы затронутые в моих фильмах проблемы не повторялись. Прежде всего, отбираю персонажей с характером. Мне не нравится работать с теми, кто выбрал эту профессию из-за своей нарцистической личности. 

ОМКФ: вікові герої і незгасні зірки
Майкл Ли

Фестивальная публика с нетерпением ожидает еще одну специальную гостью — саму Катрин Денев, на мастер-класс и закрытие ОМКФ.

 

* * *

Лекции, мастер-классы, дискуссии (в том числе и о гендерном равенстве в кинематографе) — еще одно заманчивое предложение 10-го ОМКФ.

— Общая мотивация документального кино состоит в том, чтобы сохранять историю для новых поколений, — рассказал на мастер-классе дважды получивший премию "Оскар" Билл Гуттентаг, американский сценарист, продюсер, режиссер и член жюри Конкурса европейских документальных фильмов на ОМКФ. — Многие люди не считают документальное кино интересным опытом для себя, это для них что-то вроде визита к дантисту. А такое кино можно и нужно делать интересным. Если начало картины плохое, дальше это сложно будет компенсировать. Это относится и к театру, и к музыке, и к книгам. Прежде чем снимать кино, стоит задать себе вопросы: зачем? И о чем? И если вы снимаете о самом себе, может, вам самому и следует это смотреть? Кто составит аудиторию вашего фильма? Почему этим людям будет интересно его посмотреть? Что мы даем взамен людям, которые отдают нам два часа своей жизни?

А вот телепродюсер, преподаватель Ванкуверской киношколы Барбара Столл на своем мастер-классе подчеркнула, что все начинается со сценария, мол, это как план дома. 

— Первое чтение сценария — для удовольствия. Потом возвращаюсь к нему и профессионально оцениваю. В мои обязанности входит доработка сценария, поиск локации, составление бюджета проекта. Важны также командные вопросы: от проявлений харрасмента и уважения на рабочем месте до вопросов авторских прав и поисков реквизита. 

Порадовал фестиваль и презентацией уникального издания. Известный украинский киновед и кинокритик Оксана Мусиенко представила на фестивале свою книгу "Модернизм и авангард: единство противоположностей. Кинематограф ХХ века", изданную при поддержке Госкино и оформленную рисунками Сергея Маслобойщикова, с предисловием Вадима Скуратовского. Этот труд основан на научном подходе к феномену немецкого экспрессионизма, чье влияние до сих пор испытывает украинский кинематограф.

— Главные эксперименты были совершены именно немецкими экспрессионистами и французским авангардом, — подчеркнула Оксана Станиславовна. — Фильмы "Прометей" Ивана Кавалеридзе, "Ночной извозчик" Георгия Тасина, "Тарас Трясило" Петра Чардынина возникли в результате завоеваний авангардистов. Я рада представлять свою книгу в Одессе, где работал на киностудии мой отец, Станислав Вышинский, приехавший сюда в 1932 году по приглашению Александра Довженко. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно