Уже сегодня, 20 июля, кинофорум огласит победителей и вручит (по результатам голосования зрителей) главный приз - статуэтку "Золотого Дюка".
Впрочем, можно сказать, что эстетика и юбилей - неотъемлемые составляющие успеха 10-го ОМКФ. Порадовала даже пресловутая "красная дорожка" на открытии (во многом здесь заслуга официального дизайнера фестиваля Юлии Паскаль). В рамках параллельной программы галерея современного искусства Invogue открыла новую выставку, посвященную основным событиям и артефактам за 10 лет существования ОМКФ. Проект под названием "Дневник ОМКФ" создан командой Port creative hub при поддержке Украинского культурного фонда.
А есть еще выставки фотографий оператора Леонида Бурлаки, молодой авангардистки Марии Куликовской... Но главным искусством, конечно же, в эти дни в Одессе является кино.
В Национальную конкурсную программу юбилейного ОМКФ вошли 5 полнометражных и 10 короткометражных фильмов. И здесь явно лидирует "Східняк" Энди Ива с Богданом Бенюком. Похоже, мир кинематографа на всех континентах сегодня всерьез озадачен проблемой кризиса среднего возраста.
"Боль и слава" Педро Альмодовара показывает красивое угасание кинорежиссера Сальвадора, которого играет Антонио Бандерас (фильм идет в разделе "Фестиваль фестивалей"). Судя по восторгу зрителей, фаворит ОМКФ от французского режиссера Кантена Дюпье - фильм "Замша" ("Оленья кожа") в разделе "Гала-премьеры". Слегка чокнутые герои комедии "На посту!" в исполнении Бенуа Пульворда и Грегуара Задига от режиссера Кантена Дюпье (момент, когда недотепа Фюген пожирает устрицу вместе с раковиной, комментируя, будто "не привык к каменистой пище", - трюк, и в нем как в зеркале отразилась судьба флегматичного подкаблучника, на которого валятся неприятности и трупы).
Еще один вплотную подошедший к рубежу старости герой - настоящий "портеньо" из Буэнос-Айреса Серхио Гарсес, порноактер и король массовки, в молодости записавший отличный испаноязычный альбом каверов Сержа Генсбура (фильм Рании Атье и Даниэля Гарсиа "Инициалы С.Г." (Аргентина, США, Ливан). Можно сказать, что картины "На посту!" и "Инициалы С.Г." серьезно будут оспаривать победу в международном конкурсе.
Явно "не зашла" фестивальной публике нашумевшая российская "Дылда" Кантемира Балагова (раздел "Фестиваль фестивалей"). Неоднозначно также воспринята "документалка" Урсулы Макфарлейн "Вайнштейн" ("Неприкасаемый") в разделе "Гала-премьеры", - интерес к этому фильму и высказывание мнений подогревал тот факт, что на ОМКФ прибыла в качестве специальной гостьи "виновница" движения #MeToo Роуз МакГоуэн. Актриса прошлась по красной дорожке в день открытия, представила свой короткометражный фильм "Дон" о трудной судьбе девочки-подростка и пообщалась с журналистами, предварительно выдвинув условие: о Вайнштейне - ни слова!
- Вследствие моей активистской деятельности мне уже три года не предлагают ролей в кино, - призналась Роуз МакГоуэн. - Думаю, это потому, что меня боятся, хотя на самом деле бояться меня не следует, если, конечно, вы не чудовище. Сейчас я работаю как режиссер над фильмом "Лунатик", веду поиски финансирования. Это фильм о женщине, которая была принуждена к браку, муж постоянно контролирует ее. По ночам она ходит, как лунатик, по лесу, ей трудно отличать правду от сна и вымысла. В принципе, я хотела бы больше заниматься режиссурой, очень рада вернуться в креативную работу. У меня скоро выходит новый музыкальный альбом, также я планирую написать книгу.
Специальный гость 10-го Одесского международного кинофестиваля, британский режиссер Майк Ли провел в фестивальном центре "Родина" творческую встречу. На церемонии открытия ОМКФ он получил статуэтку "Золотой Дюк" за вклад в киноискусство, в программе фестиваля - его мини-ретроспектива, проходящая при поддержке Британского Совета в Украине.
- Все знают, что я не просто сижу и придумываю сценарии для своих фильмов, - сказал мэтр. - На протяжении определенного времени я исследую избранную тему, понемногу приближаюсь к сути и раскрываю сюжет. Никогда точно не знаю, каким будет результат. Только после исследований, обсуждений с командой и репетиций мы начинаем съемки. В целом я пытаюсь делать так, чтобы затронутые в моих фильмах проблемы не повторялись. Прежде всего, отбираю персонажей с характером. Мне не нравится работать с теми, кто выбрал эту профессию из-за своей нарцистической личности.
Фестивальная публика с нетерпением ожидает еще одну специальную гостью - саму Катрин Денев, на мастер-класс и закрытие ОМКФ.
* * *
Лекции, мастер-классы, дискуссии (в том числе и о гендерном равенстве в кинематографе) - еще одно заманчивое предложение 10-го ОМКФ.
- Общая мотивация документального кино состоит в том, чтобы сохранять историю для новых поколений, - рассказал на мастер-классе дважды получивший премию "Оскар" Билл Гуттентаг, американский сценарист, продюсер, режиссер и член жюри Конкурса европейских документальных фильмов на ОМКФ. - Многие люди не считают документальное кино интересным опытом для себя, это для них что-то вроде визита к дантисту. А такое кино можно и нужно делать интересным. Если начало картины плохое, дальше это сложно будет компенсировать. Это относится и к театру, и к музыке, и к книгам. Прежде чем снимать кино, стоит задать себе вопросы: зачем? И о чем? И если вы снимаете о самом себе, может, вам самому и следует это смотреть? Кто составит аудиторию вашего фильма? Почему этим людям будет интересно его посмотреть? Что мы даем взамен людям, которые отдают нам два часа своей жизни?
А вот телепродюсер, преподаватель Ванкуверской киношколы Барбара Столл на своем мастер-классе подчеркнула, что все начинается со сценария, мол, это как план дома.
- Первое чтение сценария - для удовольствия. Потом возвращаюсь к нему и профессионально оцениваю. В мои обязанности входит доработка сценария, поиск локации, составление бюджета проекта. Важны также командные вопросы: от проявлений харрасмента и уважения на рабочем месте до вопросов авторских прав и поисков реквизита.
Порадовал фестиваль и презентацией уникального издания. Известный украинский киновед и кинокритик Оксана Мусиенко представила на фестивале свою книгу "Модернизм и авангард: единство противоположностей. Кинематограф ХХ века", изданную при поддержке Госкино и оформленную рисунками Сергея Маслобойщикова, с предисловием Вадима Скуратовского. Этот труд основан на научном подходе к феномену немецкого экспрессионизма, чье влияние до сих пор испытывает украинский кинематограф.
- Главные эксперименты были совершены именно немецкими экспрессионистами и французским авангардом, - подчеркнула Оксана Станиславовна. - Фильмы "Прометей" Ивана Кавалеридзе, "Ночной извозчик" Георгия Тасина, "Тарас Трясило" Петра Чардынина возникли в результате завоеваний авангардистов. Я рада представлять свою книгу в Одессе, где работал на киностудии мой отец, Станислав Вышинский, приехавший сюда в 1932 году по приглашению Александра Довженко.