Око «старшего брата»

28 октября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 28 октября-4 ноября 2005г.
Отправить
Отправить

Переступая порог центра современного искусства в день открытия выставки WORLD PRESS PHOTO, я решил провес...

Переступая порог центра современного искусства в день открытия выставки WORLD PRESS PHOTO, я решил провести, возможно, несколько циничный подсчет — сколько фоторабот оставят в душе ощущение того, что мир жесток и хронически несправедлив, сколько вдохнут веру в гармонию и светлое будущее человечества. После первого же зала я прекратил калькуляцию — первая чаша весов железно перевесила.

Полтора века назад в период Крымской войны возникло искусство фоторепортажа из горячих точек. Но ни на одной из сотен фотографий того периода вы не увидите ни убитых защитников Севастополя, ни растерзанную картечью британскую кавалерию. В то время патологоанатомизм войны еще не имел права выплескиваться на первые полосы газет и журналов...

Нет ни малейшего сомнения в профессионализме жюри конкурса WORLD PRESS PHOTO, хотя им можно посочувствовать: провести отбор из десятков тысяч фотографий тысяч авторов из более чем ста стран — дело нелегкое и ответственное. Но ощущение беззащитной обнаженности человечества не покидает в ходе ознакомления с экспозицией ни на миг. Все беды мира поглощает всевидящее око фотообъектива. Неужели оруэлловский лозунг «Старший брат смотрит на тебя» все же стал одним из главных принципов развития цивилизации? Каждое твое движение, каждая улыбка, каждая слеза обязательно фиксируются. Ты не знаешь об этом и потому, наверное, нигде и никогда не чувствуешь себя свободным человеком.

Отмечаю, что подсознательно анализирую композицию центральной фотографии выставки (автор Арко Датта, Индия), на которой трагическое событие — страдание человека, потерявшего своих близких во время неумолимого удара природной стихии. Но этот репортажный кадр сделан удивительно мастерски, как в ателье: мертвая рука и сандалия лежат на одной диагонали, оставленной на песке морским приливом, сиреневое сари на скорчившейся в конвульсиях горя женщине — уместный цветовой акцент. Ужас! Не уверен, что «большой брат» — свободная пресса — имеет право в такой момент смотреть в окошко своего фотоаппарата и тем более отправлять это на престижные конкурсы...

Наугад раскрываю «1984» Оруэлла: «...потом вертолет сбросил на них 20-килограммовую бомбу, — ужасный взрыв, и лодка разлетелась вдребезги, потом превосходный кадр — детская рука летит ввысь, ввысь просто в небо...» Все-таки гений этот романист!

Среди десятков фотографий, анализирующих несовершенство нашего мира, почему-то больше всего запомнилась работа Пьера Хольца (Франция) — тонкое сочетание трагизма и оптимизма: вполне счастливые сенегальские дети бегут сквозь рой желтой и откормленной как крысы саранчи.

Известный украинский фотограф Василий Артюшенко сказал: «Ни одна фотография с Майдана не имела шанса на приз WORLD PRESS PHOTO — ни капли крови». И слава Богу!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК