Творчество отечественных молодых композиторов - очень интересное явление на закате ХХ века, века, пережившего наряду со стремительным взлетом и развитием научно-технической прогрессивной мысли переворот в художественном сознании. Феномен искусства нашего времени заключается в беспредельном разнообразии стилей, идей, направлений, техник во всех его видах. При этом все новое развивалось настолько быстро, что порой было сложно проследить какие-либо эволюционные процессы, ведшие от одного этапа к другому. Авторы художественных произведений раздвинули, а некоторые из них нивелировали рамки существующей системы выразительных средств, наиболее дерзкие испытали гонения и негодование официального академизма. Потому как красоту новых художественных ценностей могут видеть лишь настоящие творцы, которые опередили свое время, а истинное понимание их искусства - дело будущего.
Дни жестких репрессий давно ушли в прошлое, хотя их наследие до сих пор осталось в сознании старшего поколения. Однако на арену выступили новые методы давления. Они не так заметны, но не менее жестки и ощутимы. Творческая свобода, бывшая под прицелом конъюнктуры, сегодня кажется вне наблюдений. Современный художник вправе выражать те мысли и идеи, которые считает важными для искусства и для себя. Сегодня без проблем можно проповедовать совершенно различные, порой противоречивые взгляды в искусстве: главное, чтобы «было, что сказать». Однако не нужно забывать, что художественное произведение, созданное в какой-либо форме, приобретает право на самостоятельное существование. Это существование обеспечивает жизнеспособность авторских творческих идей. Если этого не происходит, то по законам обратной связи, либо еще по каким-то законам, вакуум, окружающий произведение, разрушающе действует на творческое сознание личности. Именно сейчас возникла угроза, никем не замечаемая, - страшная угроза одиночества. Схема его проста. К примеру, крупное симфоническое произведение, написанное композитором, обречено на молчание, потому что сейчас музыкальные коллективы (оркестры) почти не играют новой музыки, - им бы самим продержаться и избежать развала. Музыканты под страхом потерять работу занимаются музыкой. В наше время, характеризующееся стремительным развитием капиталистических отношений, место, отведенное для культуры, весьма приблизительно. Кто платит, тот и заказывает музыку - и отнюдь не симфоническую.
В творческой среде немногочисленны случаи, когда человек, помимо своих неординарных творческих способностей, наделен способностью к выживанию, умением пробивать дорогу себе и своим произведениям. Но в основном эти люди мало способны на такие подвиги, потому что более, чем другие, они ранимы и восприимчивы.
Немногие акции, проводимые под эгидой творчества молодых, постепенно уменьшаются в объеме и разнообразии. И редкие события, связанные с ними, выглядят только лишь как напоминание об их существовании.
Прошедший на прошлой неделе концерт молодых композиторов и исполнителей - лауреатов премии имени Льва Николаевича Ревуцкого, учрежденной десять лет назад, - тому яркий пример. Было чему поражать воображение: сиротливо пристроившаяся с краю доски объявлений в консерватории афиша о концерте обеспечила соответствующий «аншлаг» в зале. Это было больше похоже на домашнее музицирование в концертной форме: композиторы, за некоторым исключением, сами играли свои сочинения, соответственно их выбор исходил из имеющихся исполнительских средств - в основном фортепианных.
Лауреаты премии Ревуцкого, посвятившие свой концерт памяти Льва Николаевича, представили произведения не все, хотя лауреатов и не так уж много.
1989-й - Виктор Степурко, 1995-й - Виктория Полевая, 1997-й - Святослав Лунев, 1998-й - Вадим Журавицкий и Евгений Громов, 1999-й - Иван Тараненко.
Такие яркие творческие личности (включая Валентина Сильвестрова и Леонида Грабовского в исполнении Евгения Громова) в одном концерте - большая редкость. Тем не менее, не возникло привычного резонанса, как правило, сопровождающего такие события. А вот ощущения одиночества было более чем достаточно...
Одиночество, граничащее с игнорированием. Это беда современного художника. И не в том смысле, что никто не может его понять, а в совершенно буквальном - художник стоит перед лицом равнодушия. А равнодушию все равно, что было когда-то, что происходит сейчас и что будет потом, даже если ничего не будет. И страшнее всего оказаться объятым одиночеством среди людей.