Одесского цвету — по всему свету

14 сентября, 2018, 16:44 Распечатать Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября

Слоган фильма — слова Платона "Узнай свои корни".

В начале 2019-го на экраны выйдет документальный кинопроект "INTO_нация большой Одессы" — попытка найти известных одесситов в разных уголках мира. Продюсер и режиссер фильма рассказали о поисках и своем ощущении украинской Южной Пальмиры. 

На экране улитка ползет, волоча свой домик. Ползет по одесскому парапету. Ползет в Греции, Париже. Везде, куда судьба забросила героев фильма. 

Проект об Одессе и одесситах режиссера Александра Бруньковского уже имеет фестивальную судьбу, в октябре его ждут на Неделе кино в Майами. 

А этим летом Девятый Одесский международный кинофестиваль пригласил зрителей на эту ленту в рамках внеконкурсной программы "Специальные показы". 

Тогда полутысячный зал фестивального центра "Родина" в течение двух часов смеялся и плакал, а на выходе говорили: "Как хорошо, что среди всех жизненных ошибок не совершил главную: не покинул Одессу!" 

Бытует мнение среди одесситов, что уехать-то и состояться в любой точке мира каждый может, а ты попробуй остаться… 

Вот уедешь — и придется, как легендарная первая одесская телеведущая Нелли Харченко, искать в Берлине улицу, напоминающую подступы к Аркадии (но только до известного предела, важно вовремя останавливаться и поворачивать назад). 

Или, как писатель и врач Анатолий Контуш, приобретать в Париже квартиру с точно такими же, как в одесской, балконной дверью и оконными переплетами (ну, это еще можно допустить). 

Венская квартира блестящей скрипачки Доры Шварцберг обставлена с основательностью, "как в лучших одесских домах", многие предметы мебели привезены из Одессы, такие зеркала в добротной оправе темного дерева и инкрустированные комодики не у всех одесситов сохранились! 

В Италии и Греции улиц-"напоминалок" на каждом шагу десятки и сотни. Певица Анна Шафажинская, разучивая у себя дома, в кровати, оперную арию, неразлучна с Одессой, ведь и там итальянские оперы давно исполняют в оригинале. 

Молодая художница Ирина Озаринская хотя еще и не окончательно переехала в Венецию (ностальгировать рановато, но все же), привезла туда с собой кофту бабушки, купленную в шестидесятых — там же. 

одесское кино_Озаринская Венеция
"Венеция" - картина Ирины Озаринской

В новом фильме предмет одежды будет использован для некоего перформанса с элементами ленд-арта, а участниками будут сама Ирина и ее возлюбленный, неаполитанец Мимо — жаль отдавать иностранцу эту умницу-красавицу, но перед камерой эта пара демонстрирует такую слаженность движений и эмоций! 

Ленд-арт предполагает некую долю мистицизма, игру со стихиями, символическое соприкосновение бабушкиной кофты с итальянской землей напоминает древний земледельческий ритуал, ну и почему бы этой паре двух сердец не укорениться в этой почве, в конце-то концов? 

Мир давно уже "схлопнулся", любой отъезд — не навсегда, и пусть в новую жизнь одесситка, как та улиточка, возьмет с собой трикотажный домик-оболочку.

Облик города, ставшего пристанищем для людей разных национальностей и вероисповеданий, города, у которого есть язык болеутоляющего юмора, раскрыт в новом фильме через монологи уехавших. Но не только. 

Действительно, иной раз мы, оставшиеся, удивляемся: "куда" они все едут? 

Почему люди все равно уезжают из Одессы, и почему Одесса никуда не уезжает из них?

 Продюсер фильма, некогда одесская журналистка Сусанна Альперина, признается: свою Одессу она находит в ресторанах одесской кухни, а в доме на видном месте держит картины, книги и диски земляков. 

Еще один известный журналист, герой фильма Виктор Лошак, резюмирует: "Ты должен знать, что есть место, куда можно вернуться. Ты никогда туда не вернешься, но должен знать, что такое место есть". 

Ну что поделать, Одесса-мама очень плодовита, но не может прокормить всех своих талантливых детей, вот и разлетаются они по миру, чтобы реализовать свои таланты.

— В течение пяти лет мы снимали 36 одесситов, которые разъехались по всему миру, в восьми странах: в Германии, Израиле, Украине, России, Австрии, Франции, Италии и Греции. Одесса — город уникальный, Город, который был создан как прибежище людей разных национальностей, что дает совершенно необычный замес характера. Сюда съезжались в поисках свободы, и уезжают отсюда, как ни парадоксально, тоже за свободой, — рассказывает Сусанна Альперина:

— Прав Олег Сташкевич, один из героев фильма: человек всегда рвется на свободу, — говорит вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский (немало помогавший создателям ленты). — Как он понимает эту свободу — другое дело. Для одних это политическая свобода, для других — экономическая, для кого-то даже колбасная, но свобода. Но кино и не про это. Я бы сказал, что за полтора часа нам показали парад встреч. Последняя съемка Иры Ратушинской. Читает свои стихи. Мы не видим, не чувствуем, что — преодолевая болезнь. Но это знает оператор. И ощущение, что камера застыла перед Ирой. 

 Никакой суеты. А в целом фильм калейдоскопичный. Была у вас в детстве такая игрушка — калейдоскоп? Медленно поворачиваете тубус, а в зеркалах — причудливые картины. И здесь в кино — Греция, настоящая Аркадия, Париж, Вена, Берлин. И, конечно, Одесса, созвучия которой мы только что видели в городах Европы. Но главное — люди. 

В фильме снимались авторы и актеры театра "Квартет И" — Леонид Барац и Ростислав Хаит, актриса Оксана Фандера, актриса и певица Елена Терновая, режиссер Театра "Эрмитаж" Михаил Левитин, режиссер театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз, кинорежиссеры Марлен Хуциев и Валерий Тодоровский. Роман Карцев блистает в разговорном жанре, а Михаил Жванецкий (вопреки ожиданиям) ничего не говорит, зато как думает в кадре.

одесское кино_хуциев
Марлен Хуциев

История создания фильма "INTO_нация большой Одессы" началась в 2013 году, когда Сусанна Альперина познакомилась с режиссером фильма Александром Бруньковским, учеником Марлена Хуциева, по первому образованию — художником, выпускником одесской "грековки". 

Александр носился с идеей фильма об Одессе, Сусанна планировала написать книгу об уникальном Театральном классе, где училась, об одесском филфаке, о газетах "Вечерняя Одесса" и "Одесский вестник", где работала, о Всемирном клубе одесситов. Интересы совпали. 

Александр отснял интервью с Таисией Радионовой, представительницей редкой профессией "интонолог", — так определилось название фильма, ведь одесситы издавна говорят на разных языках, но с узнаваемой интонацией. 

В команду влилась оператор Виолетта Агапова-Леонавичуте. Появились первые деньги на съемки. В 2014 году пришлось приостановить работу: группа не соглашалась получать средства на условиях предоставления определенных политических "услуг". Коверкать интонацию в угоду политикам — было бы не по-одесски. 

 

одесское кино_фандера
Оксана Фандера

Выход на крупнейший краудфандинговый портал вдохнул в проект новую жизнь. Для привлечения денег на фильм понадобились лоты, и от знаменитых одесситов стали поступать авторские работы, книги, диски, билеты на спектакли, автографы, не говоря уж о том, что в любой стране группу ожидал радушный прием и всемерная помощь со стороны земляков. 

Помог Одесский международный кинофестиваль, где будущий фильм был представлен в секции Work and Progress в 2016 году (в это же время шла одесская часть съемок). 

К тому времени над фильмом уже работали несколько операторов: классик операторского искусства Ирина Уральская, Виктор Ячменев, одесситы Руслан Пейков (аэрофотосъемки) и Александр Осетинский. 

А когда выяснилось, что отснято 48 часов материала, подключился режиссер монтажа Сергей Гарькавый, чья специализация — документальное и биографическое кино. 

— Мы долго выбирали все, начиная от героев и локаций, юристов и переводчиков до звукорежиссера и музыки, которая должна была звучать в картине, — говорит Сусанна Альперина. — С этим нам также повезло: подарил свою музыку классик — композитор Владимир Мартынов. Но в картине присутствуют и композиции молодого, но уже знаменитого автора Дмитрия Носкова. Музыка ансамбля "Клезмастерс" под руководством Льва Сандюка также украсила фильм. 

* * *

Напомню, срок создания фильма — пять лет. Реальность менялась на глазах. И нам нужно было сделать так, чтобы "INTO_нация большой Одессы" оставалась актуальной. Когда поняли, что материала много и остановиться трудно, Александр Бруньковский и предложил сделать фильм под условным названием "ближний круг". Заокеанские съемки — вторая часть под названием "дальний круг". Планируем снимать одесситов в США, Австралии, Азии и так далее, хотим сделать героями фильма поэта Юрия Михайлика, пианиста Эрнеста Штейнберга, КВН-щика Ефима Аглицкого. Будем продолжать исследовать природу людей, которые вынуждены оставлять свои места и пускать свои корни на чужой земле. 

* * *

Слоган фильма — слова философа Платона "Узнай свои корни", ведь люди должны знать, от чего они отрываются и где прорастают. Процесс далеко не безболезненный, и во второй части будет больше боли, чем в первой. 

Сейчас у фильма "INTO_нация большой Одессы" фестивальный период, создается его судьба. Он уже в каком-то смысле сам управляет нами и идет своим путем. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно