Третий Международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» состоялся в минувший уик-энд в Одессе. Традиционно вторая неделя апреля проходит здесь под знаком наисовременнейшей музыки и собирает замечательную плеяду исполнителей мирового уровня. Уникальность фестиваля в его особенной ауре «личностности». В наше время стало привычным формирование подобных общностей вокруг лидеров-инициаторов. Таковым в Одессе является талантливый композитор и исполнитель, доцент консерватории Кармелла Цепколенко. Именно у нее вместе с коллегой - профессором Высшей музыкальной школы г.Фрайбурга Бернгардом Вульфом - родилась три года назад идея фестиваля. Этому «ребенку» миновал третий год, и вот у него уже сформировался характер и появились друзья, его любят, к нему стремятся, ему помогают и поддерживают, и хотелось бы, чтобы так было и в будущем.
Ежегодно на эти два дня приезжают в Одессу люди, для которых смыслом жизни и существования является музыка. При этом мы не устаем удивляться одесским меломанам. Ведь еще одна уникальная особенность фестиваля «Два дня и две ночи» в том, что в какое бы время ночи, а точнее - раннего утра не закончились выступления участников, в зале всегда многолюдно. Публика имеет возможность познакомиться с музыкой, которую в нашей стране больше ни на каком другом фестивале в таком количестве не услышишь.
В этом году дни и ночи в Одессе были отмечены несколькими нововведениями. Одно из них - новое место фестиваля: выставочно-концертный комплекс морского порта, один из наисовременнейших залов города, имеющий прекрасное техническое оснащение и отличную команду. Соседство «золотого мальчика» Э.Неизвестного в порту, близость моря в сочетании с особенной романтической аурой вокзала придало фестивалю некий флер мечтательной ностальгии.
Итак, в третий раз «жемчужина у моря» стала столицей новой музыки, и не только Украины, но и Европы. Композиторы и исполнители Австрии, Великобритании, Германии, Мексики, Нидерландов, Франции, Польши, России, Румынии, Татарстана, США, Швеции, Швейцарии получили возможность пообщаться, студенты Одесской консерватории и других музыкальных учебных заведений - еще одну уникальную возможность приобщиться к их миру, получить огромный неоценимый массив информации и заряд вдохновения во время мастер-курсов. Традиции и современность, сочетание академической культуры исполнительства и ультрановых достижений композиторской техники - для нового поколения музыкантов Украины это уже не терра инкогнита их родителей, это нормальные условия формирования мировоззрения, открытого для развития.
Не сомневаюсь, что многие из них уже привычно называют среди своих кумиров имена тех выдающихся современников, о которых когда-то, и не так давно, не имели права знать даже студенты музыковедческих факультетов. Классиками на фестивале уже справедливо считаются К.Штокхаузен и К.Пендерецкий, Дж.Кейдж. А.Берг и Э.Крженек; А.Шнитке, Э.Денисов, В.Сильвестров и Е.Станкович. Возможно, приверженцам академической музыки не всегда понятна сама система концертов «нон-стоп» в зале со столиками, свобода перемещения и общения публики, которая имеет возможность при этом что-то выпить, съесть и даже закурить. Некоторым зарубежным музыкантам это в диковинку. Одесса уже закрепила за собой этот уникум «двух дней и двух ночей», который не перестает удивлять даже искушенных завсегдатаев.
Сами названия выступлений музыкантов - это уже своеобразие и неповторимость события: концерт-сцена, соло-солиссимо, дуэль-дуэт, дуэль-ноктюрн, дуэль-дуомега, сальто-вокале и др. Новые формы и жанры - одно из преимуществ авангарда, двигатель музыкального прогресса. Хотя, среди исследователей искусства понятие «авангард» уже давно утратило свое первоначальное значение, и в некотором роде приобрело иное. Третий фестиваль - это уже проверка на жизнеспособность. Если первые воспринимались как невероятный в наше время энтузиазм и целеустремленность организаторов, преданность искусству и доброе отношение к нашей стране участников, то третий - это уже зрелость и уверенность в себе, всеобщие авторитет и взаимоуважение.
Среди организаторов фестиваля - Международный фонд «Вiдродження», Одесские областная госадминистрация, горисполком, консерватория. «Два дня и две ночи новой музыки» имеет множество партнеров - культурных центров, институтов и фондов Германии, Франции, Британии, Австрии, Нидерландов, Польши, России, Молдовы, Швейцарии.
Еще одно уникальное качество этого музыкального «перпетуум-мобиле»: наличие вполне определенной и осмысленной, а главное - воплощенной в жизнь концепции. Первоначально ее идея и разработка принадлежали артистическому директору К.Цепколенко и президенту фестиваля Б.Вульфу, в новом буклете это обозначено уже под эгидой Ассоциации новой музыки, которая явилась организатором фестиваля. Это Международное общественное объединение единомышленников - первое дитя фестиваля также призвано быть его оплотом. Возглавляет Ассоциацию композитор К.Цепколенко. Всякий раз, бывая на фестивале, я поражаюсь ее энергии и силе духа: на ней все организационные проблемы, подготовка программы, репетиции и ведение концертов, а также и при этом - вплоть до медицинской помощи музыкантам... Практически «Два и две ночи новой музыки» - это фестиваль К.Цепколенко. Она - не просто его душа, она - его лицо, голос, и возможно, сердце. Кармелла - это одно из славных имен Одессы, здесь, я думаю, вновь сошлись те самые пассионарные, или биоэнергетические линии, которые время от времени дарят человечеству замечательных людей. Она - композитор, педагог и пианистка, президент Ассоциации новой музыки и артистический директор фестиваля «Два дня и две ночи новой музыки». В первую ночь фестиваля прозвучала ее новая работа - вместе с 8 коллегами из нескольких европейских стран была написана опера «буфф» - «Концерт птиц». Ее премьерные показы состоялись во всех странах, где живут авторы музыки: Австрии, Румынии, Хорватии, Швеции, Чехии и завершились в Одессе. Мистическая комедия на либретто Дж.Карагасана (Босния-Герцеговина) кому-то показалась своеобразной пародией на оперу-сериа, кому-то - новым словом в развитии жанра, а в общем - это конгломерат оперы и перформанса, одного из новейших современных жанров искусства. Здесь были объединены несколько музыкальных стилей. Исполнители - музыканты из Австрии, которые называют свой коллектив «АRBOS» неприбыльной организацией. Это - творчество в области новых театральных форм, сценических концертов и выставок, объединяющих искусство и культуру.
В течение фестивального марафона публика - и мы в том числе ощутили себя в какой-то момент внутри этого своеобразного концертного «перпетуум-мобиле». Здесь уже ничему не удивляются - ни соседству в одной программе рафинированного ансамбля «Sur Plus» (Германия) и Одесского муниципального духового оркестра, ни танцевального трио, представившего вместе с ансамблем ударных Высшей школы Фрайбурга некий конгломерат искусства филармонии и варьете.
Казалось бы, несколько облегченная программа фестиваля, включавшая выступления музыкантов, работающих на грани академической и популярной музыки, к примеру - виртуозы саксофона А.Млечко (Польша) и Д.Кензи (Франция), уникальные «ударники» С.Стахов и А.Винклер, показавшие почти цирковой номер «Banana Banshee» для перкуссии, изменяет его общую концепцию. Но вместе с тем, здесь - глубоко рассчитанная психология восприятия слушателя. Сколько времени подряд вы, уважаемый читатель, в состоянии внимательно слушать музыку? Не говоря о «новой», попробуйте определиться по отношению к любому из академических жанров. Наверное, это не просто. Наше восприятие имеет свои «пороги». И в этом смысле, разнообразная и контрастная программа, включающая рядом с утонченной камерной программой великолепной певицы К.Ашер (Дж.Кейдж, А.Берг, Э.Кршенек, Я.тер Вельдгюйс) некие перформансы художника Ю.Кузнецова и искусствоведа У.Кильтер, оставшиеся на грани искусства и самодеятельности, стало в своем роде срезом всего многообразия культуры нашего времени, а также позволило «переключаться» и снимать напряжение.
Именно для обогащения репертуара имеет неоценимое значение «Два дня и две ночи». Именно после этого фестиваля многие авторы получают колоссальный импульс для творчества, а исполнители - интересные сочинения. Имена наших соотечественников В.Сильвестрова и Е.Станковича, К.Цепколенко и А.Козаренко,Ю.Гомельской, Л.Самодаевой и В.Ларчикова, С.Зажитько и Л.Юриной таким образом уже в ряду их маститых зарубежных коллег.
Новая музыка Украины - не просто ее «золотой запас», это - гарант ее международного авторитета, опережающий на данном этапе все остальные - политический либо экономический.
Вспоминая все эти 24 часа «чистого звучания» и 48 - «чистой жизни» фестиваля, не перестаю удивляться публике, не покидавшей зал в порту до 5 утра, но еще больше - тем, кто держал нас в состоянии бодрствования все эти дни и ночи - служителям искусства Музыки, имена которых - С.Стахов (перкуссия, Украина), К.Ашер (сопрано, Германия), Ф.Гауверки (виолончель, Германия), З.Ассадулина (виолончель, Татарстан) К.Веринга (фортепиано, Нидерланды),М.Андерссон (гитара, Швеция), П.Силвертон (альт, Великобритания), А.Вийтович (альт, Украина), а также - коллективы: ансамбли «Фрески» и «Гармонии мира» (Украина), Московский ансамбль современной музыки (Россия) и секстет пианистов из разных стран, ансамбли «Sur Plus» и ударных инструментов (Германия).
Еще одним знаменательным событием был отмечен нынешний «марафон» новой музыки - презентацией Центра современного искусства Сороса, открытым в эти дни в Одессе. О нем давно мечтали в городе, его задумывали еще во время первого фестиваля, и вот руководители Международного фонда «Вiдродження» объявили о его существовании. Идеи, рожденные в Одессе, завоевывают необозримые пространства. Исполнительный директор регионального отделения А.Перепелица и Д.Вайерман - директор программы «Arts and Culture», а также К.Акинша - представитель Международного консультационного совета сети ЦСИ и художник А.Ройтбурд - член надзирательного совета Одесского центра современного искусства - с особенным трепетом говорили о значении этого события в их жизни и в жизни города и страны. Выставка «Новый файл» открылась 18 апреля в Одесском художественном музее. Новая живопись и графика, новая музыка - словом, новое искусство, завершающее двадцатый век. Как сказал композитор А.Козаренко, значение фестиваля «Два дня и две ночи» еще и в том, что это - некое подведение музыкальных итогов накануне третьего тысячелетия.
Впереди - новый фестиваль, о подготовке которого было сказано уже во время закрытия Третьего, впереди - новые встречи и открытия новых имен. К слову, если для участия в Первом фестивале музыкантов приглашала К.Цепколенко, то в Третьем уже хотели участвовать даже те, о которых никто из организаторов пока еще не слышал. Не начнут ли организаторы проводить предварительный отбор исполнителей для следующего? В добрый час!