Летом этого года исполнилось 160 лет со дня рождения Сергея Степняка-Кравчинского. Это чрезвычайно интересный исторический и литературный персонаж, которого считают прототипом главного героя знаменитого романа Этель Лилиан Войнич.
Степняк-Кравчинский - народоволец, публицист, писатель, одержимый революционер - родился в селе Новый Стародуб Херсонской губернии (ныне Петровского района Кировоградской области).
Судьба этого человека очень интересна и противоречива. Он был сыном военного врача и его жизненный путь был определен с детства, как и культурная принадлежность. Потомок белоруса и украинки мог иметь более или менее определенное будущее, только душой и телом служа Российской империи. Потому учился сначала в Орловской военной гимназии, потом в Петербургском артиллерийском военном училище. После его окончания двадцатилетний подпоручик едет в Харьковскую резервную артиллерийскую бригаду, где успевает получить непродолжительный опыт преподавателя в военной школе. Но, очевидно, военная карьера не привлекает Кравчинского (тогда у него еще не было псевдонима - Степняк), и он решает учиться на агронома.
Но... не сложилось - Сергей пошел по селам Тверской губернии: рассказывал крестьянам о незавидности их положения, призывал отбирать у помещиков землю.
Люди слушали с недоверием, и вскоре волостной старшина задержал народолюбца. Сергею пришлось бежать. Тогда впервые он фактически перешел на нелегальное положение.
Материальное положение позволяло ему путешествовать по Европе, знакомиться с мировой социалистической мыслью. Там он встречается с российскими инакомыслящими, в частности с земляком Сергеем Подолинским.
События 1875 года на Балканах застали его в Женеве. Сердце народовольца ведет его в ряды восставших славян. Идеи социальной справедливости настолько овладели им, что и в Герцеговине он видит прежде всего эти мотивы. Восхищаясь тамошним народом, Сергей Михайлович радуется прежде всего тому, что социальная пропаганда найдет на тех территориях огромный успех. Он будто и не замечает национально-освободительного характера восстания против турецкого гнета.
Наконец Сергей оказывается в Италии, где в провинции Беневенто пытается содействовать выступлению анархистов. Восстание было подавлено, а наш земляк оказался в итальянской тюрьме. Его должны были казнить, но спасла амнистия, объявленная новым королем Италии Умберто I. Именно в итальянских газетах впервые появился псевдоним Степняк. В Петербург он возвращается уже заметной фигурой в народовольческом движении. Становится редактором газеты «Земля и воля». А уже через несколько месяцев после возвращения совершает поступок, который в разные времена оценивали по-разному: одни называли его героем, другие - убийцей.
В августовский день на многолюдной Михайловской площади в Петербурге к шефу полиции Николаю Мезенцеву подошел молодой темно-русый мужчина и вонзил ему у грудь кинжал, после чего исчез в толпе.
Кравчинского объявляют государственным преступником, опаснейшим руководителем революционеров. Однако некоторое время ему удается нелегально жить в России, он даже пишет памфлет «Смерть за смерть», где объясняет мотивы своего поступка.
Конечно, ему все же пришлось эмигрировать. Жил в Швейцарии, в Италии, позже в Лондоне. Был знаком и общался со многими выдающимися интеллектуалами - Ф. Энгельсом, Г.Плехановым, Б.Шоу, И. Франко.
Полагают, что прототипом легендарного Овода из одноименного произведения Этель Лилиан Войнич является именно Степняк-Кравчинский!
Более того, известен факт, что в доме Кравчинских Этель Лилиан Буль познакомилась со своим мужем - польским революционером Михаилом Войничем. Сергей Михайлович обучал писательницу украинскому языку, и она в 1911 году перевела на английский шесть поэм Тараса Шевченко.
Кстати, произведения Шевченко Степняк-Кравчинский распространял и через основанный им фонд свободной русской печати. Понятно, что для фонда основной была литература революционного содержания, в частности и произведения самого Степняка-Кравчинского - сборники очерков «Подпольная Россия», «Русские грозовые облака», «Россия под властью царей», художественные произведения - «Жизнь нигилиста», «Андрей Кожухов», «Домик на Волге». Этих произведений могло быть намного больше, если бы не трагический случай - переходя железнодорожный путь в Лондоне, 23 декабря 1895 года Степняк-Кравчинский попал под поезд.
* * *
Создание музея Сергея Степняка-Кравчинского в его родном селе Новый Стародуб инициировала литературовед Евгения Таратута. Открыли его в июле 1976 года. Как пишет Григорий Гусейнов в своей книге «Незаймані сніги», это было событие всеукраинского масштаба, которое посетил даже Павло Загребельный. Евгения Александровна в свое время общалась с Войнич, а потому предоставила музею много интересных экспонатов, подарила местной библиотеке много книг...
Со временем помещение передали церкви, экспонаты - школе, где их мало кто видит. Жаль, что так произошло, ведь судьбы таких людей - страницы отечественной истории. Как бы ни оценивали поступки Сергея Кравчинского (об этом, кстати, можно и нужно говорить), но мировоззрение и душа его формировались в наших степях, поэтому присутствие его в украинском духовном пространстве должно быть полнокровным…