Обладатель фотографического "Оскара" Роман Пятковка: "Украину можно сделать мировым арт-трендом"

07 июня, 2013, 20:25 Распечатать Выпуск № 20, 7 июня-14 июня 2013г.
Отправить
Отправить

Обидно, когда о том, что представитель Украины впервые в истории столь престижного форума назван лучшим концептуальным фотографом мира в 2013 г., говорят на Би-би-си или пишет Гардиан, в своем отчестве практически полная тишина.

Обладатель фотографического "Оскара"  Роман Пятковка:  "Украину можно сделать  мировым арт-трендом"

На самом престижном мировом фотофоруме Sony World Photography Awards-2013 украинец Роман Пятковка был назван лучшим концептуальным фотографом года. (Что равносильно "Оскару" в киномире). Сам Роман считает, что украинское фотоискусство уверенно завоевывает мир и создает на родине украинскую фотографическую альтернативу.

- Роман, как вы считаете, сегодня в мире знают о таком явлении как Харьковская школа фотографии"?

- Этот феномен декларируется не только на постсоветских площадках или в Европе. Когда мы были на фестивале в Хьюстоне, то и там это звучало именно так: "представители Харьковской школы фотографии". И она имеет свою узнаваемость, свои традиции и свои лица…

- Ну, а чем Харьковская школа отличается, скажем, от киевской или одесской?

- В первую очередь - это традиции. У нас сошлись три направления. Первое - маргинальный соцреализм в хорошем смысле этого слова. Второе - очень личный, а порой интимный концептуализм. Третье, самое главное - это примитивно простой реализм. Если переводить это на более понятный язык, то речь идет о том, что мы нередко как бы "подгоняли" профессиональную картинку под любительскую. И, кстати, делаем это до сих пор.

- А еще одним феноменом Харьковской школы является то, что она представлена большей частью не в Харькове. Сергей Братков живет в Москве, Миша Педан - в Стокгольме, Борис Михайлов - в Берлине и планетарных окрестностях (да простят меня те, кого я не упомянул). И выходит, что в Харькове остался один Пятковка.

- Я тоже не сижу на месте и мотаюсь по миру. Но база в Харькове. И я однозначно декларирую, что никуда валить не собираюсь.

- Почему? Ведь все, о ком я сказал, не так плохо себя там чувствуют? Тот же Борис Михайлов свою "фотонобелевку" - премию "Хассельблад" - получил еще в 2000-м…

- С одной стороны, извините за пафос, в Харькове я подпитываюсь. В Киеве снимать так как в Харькове, не могу. В Харькове мне куда легче найти двадцать обнаженных девушек, рассадить их в каком-нибудь кафе и снять так, как я хочу. И меня при этом будут охранять, а затем благодарить. И потом, смотрите, ведь Борис Михайлов, несмотря на всякие Токио и Нью-Йорки, продолжает приезжать снимать в Харьков, и везде позиционирует себя именно как украинский фотограф, украинский художник. И это при том, что сегодня он входит в десятку самых известных художников мира.

- Наше государство ежегодно выделяет бюджетные средства, чтобы потратить их на решение проблемы с жутким названием - "формирование позитивного имиджа Украины за границей". Но что такое позитивный имидж, не знает никто. Об Украине в основном пишут в негативных тонах. А вот как воспринимают Украину в творческом сообществе? Мы об этом практически ничего не знаем. Вот вы недавно получили в Лондоне фотографического "Оскара"…?

- Правильно. Самая влиятельная фотографическая организация в мире, имеющая еще и свою академию, учредила крупнейшую мировую премию. Аналог "Оскара" в фотомире. Это было в холле лондонского "Хилтона". Красная дорожка. Изысканный бомонд, масс-медиа со всего мира и дипломатический корпус, представляющий страны, чьи мастера победили в 17 номинациях.

- И, естественно, в первых рядах посол Украины, потому что Украина впервые в истории вошла в число победителей…

- Увы, ни посла Украины, ни украинских СМИ как раз и не было. Хотя информация туда была отправлена, да и организаторы просили посольство прислать списки СМИ на аккредитацию. Это было грустно. Я не люблю слово "патриот", но, поверьте, когда объявляют твое имя в качестве победителя и при этом звучит слово "Украина" - это очень круто. Но опять же, обидно, когда о том, что представитель Украины впервые в истории столь престижного форума назван лучшим концептуальным фотографом мира в 2013 г., говорят на Би-би-си или пишет Гардиан, в своем отчестве практически полная тишина.

- А может быть, все кроется в том, что ни вы, ни тот же Борис Михайлов по-прежнему не вписываетесь в систему координат постсоветского общества в сфере культуры? И, несмотря на то, что независимой Украине уже 21 год, все так же являетесь "чужими"? Ведь проект, за который вы получили престижную награду, не Украину славил, а по совку топтался. И на официальном уровне говорить о ваших работах, где сплошная "порнография", не смогут по определению…

- Да, я взял обложки официального журнала "Советское фото", главного печатного органа "официального гламура" того времени, и наложил на него свои андеграундные фотографии тех же времен, но никогда не выставлявшихся. Т.е. сбил в одном флаконе официальный гламур и андеграунд. И это, кстати, дает нам осмысливать и нынешние процессы. Потому что сегодня тоже существуют и официальный гламур, и чистый глянец, и истинная художественная фотография.

- Выходит, с одной стороны, в своем проекте вы не дали прерваться связи времен, а с другой - показали, что и как происходит в арте сегодня… Да еще и на фоне растущего интереса на Западе к советской и постсоветской фотографии.

- Ну да. К тому же, не забывайте, что просвещенная Европа всегда будет зациклена как на прошлом, так и на его переосмыслении. Кстати, проект, который я отправлял на конкурс, - это далеко не первый опыт в отношении связи времен. У меня еще в 1978 г. была аналогичная работа, когда я соотносил фотографии 78-го и фотографии войны. А еще есть серия работ, принесшая мне известность - "Фантомы голодомора". Работы экспонируются в музеях Европы и России. А делал я ее в советское время, когда о голодоморе говорить было не принято.

- Сегодня в Украине не все понимают, как за фотографию можно платить тысячи и десятки тысяч долларов или евро, как это происходит в цивилизованном мире...

- В Украине вообще большая проблема с искусством как таковым. У нас практически нет тех, кто соединяет художника и покупателя, коллекционера. Нет развитой инфраструктуры галеристов, профильных журналистов, профильных СМИ… Мало того, у нас нет ни вузов, ни факультетов, где бы "учили на фотографа"… Как это есть во всем остальном мире. Второй аспект ответа - это устоявшееся заблуждение, что фотографию легко сделать. Потому что любой человек, имеющий деньги, говорит, мол, о'кей, я могу купить кисти, холст и краски, но написать картину не сумею. Но ведь я могу купить самую классную аппаратуру и наклацать кучу картинок, потому что понимаю прекрасное лучше всех…

- Для чего вы создаете Украинскую фотографическую альтернативу?

- Так получилось, что еще со времен СССР фотохудожников за людей не считали. У них не было творческого союза, им не выделяли мастерские, не присваивали звания и т.д. И лишь в конце истории того государства в Москве таки создали Союз фотохудожников СССР. А после распада Союза мы по инерции получили и Союз фотохудожников Украины. Однако сегодня - это умирающий организм. Где пребывают старые, крайне консервативные и агрессивно настроенные дилетанты. Да не обидятся на меня несколько моих друзей. Это люди, снимающие что-то в свободное от работы время. Но это "что-то" не имеет ничего общего с тем, что происходит в современном мире фотоискусства. Я уже не говорю о том, что они ничего не делают для молодежи, кроме того, что ее калечат.

- Так вы хотите их в этом процессе заменить?

- Нет, конечно. Мы не делаем новый фотосоюз. Потому что нельзя создавать альтернативу трупу. В нашей основе - популяризация и международная раскрутка проектов новых украинских имен.

- Так вот для чего, скажем, Михаилу Педану нужно все это делать? Живет в сытом Стокгольме, где у него все хорошо. Где издают его альбомы, а сам он еще и преподает фотографию молодым шведам?

- А мне это надо?

- Вы хотя бы здесь живете.

- А Боре Михайлову с его мировых высот это надо? Но у него почему-то болит душа, когда видит то, что творят на наших площадках. Поэтому мы и подтягиваем молодых, талантливых ребят. И делаем все, чтобы мир о них узнал. Как это было в тех же Штатах или в Китае, где, несмотря на то, что украинский флаг появился впервые, наши ребята получили самую высокую оценку. Да и потом, вы не представляете какой это кайф - общаться с новым поколением. Это не просто взаимосообщающиеся сосуды, это видение мира их глазами, это новые мысли, идеи, подходы… Ребят очень много, главное - чтобы им не мешали. Хотя, если государство начнет помогать, и помогать реально, а не для пиара чиновников, это тоже будет вполне неплохо. Как это сделали в том же Китае, где именно государство устроило бешеную экспансию китайского искусства, в том числе и фотографию, во внешний мир, и в течение десяти лет Китай был номером один. Сейчас нишу можно занять и попробовать сделать мировым арт-трендом Украину. У нас для этого есть все…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК