На бенефисе ансамбля «Мальчишки» детской музыкальной школы города Ровеньки был аншлаг, люди стояли в проходах. На отчете городского головы в том же Дворце культуры три четверти кресел были пусты. Но власть не обиделась. В знак признательности она повезла триумфаторов в ресторан и накормила до отвала.
Если принять во внимание мнение известных в мире искусства людей (в Луганске это народные артисты М.Голубович и В.Самарский, в Харькове - Н.Бабич, в Одессе - весь «Клуб джентльменов»), то подобные «Мальчишкам» творческие коллективы - явление уникальное. С одной стороны, редкое мужское многоголосие, с другой - использование в работе палитры театрального и эстрадного представления. Огромен их репертуар: около восьми десятков песен и вокальных композиций. Они поют соло, трио, квартетом. Танцуют. Играют на многих музыкальных инструментах. Вместе - десять лет, некоторые - с дошкольного возраста.
Однако до недавнего времени на родной Луганщине «Мальчишек» дальше областного порога не пускали. Но вот запруду прорвало, и Киев в июле в рамках Всеукраинского смотра народного творчества услышит «Думы» Тараса Шевченко. В стенах Дворца культуры «Украина» их исполнит ансамбль, которым все десять лет руководит преподаватель школы Наталья Васильевна Корнейчук.
Венки лавровые -
в общий суп
Мама Кости Иваненко, самого младшего из ребят (в музыкальную школу привели, когда ему не было и пяти - после новогоднего утренника в детсаду, где мальчик пел и танцевал, был ведущим), ведет архив «Мальчишек». Согласно ему, признание пришло к ансамблю в 1995 году на Первом детском конкурсе академической школы искусств «Форте, мэстро!», «Мальчишки» стали его лауреатами. Конкурс шел пять дней, в составе жюри - народные артисты Украины, луганские певицы Д.Якубович и В.Андрияненко, Т.Шилина из Киева. Были произнесены слова: «Если у нас такие талантливые дети- значит, у такого общества есть будущее». Будущего же у «Форте, маэстро!», к сожалению, не было, хотя и желали сделать конкурсы ежегодными. В 1996-м юные вокалисты повторили свой успех.
К этому времени подоспел фестиваль детско-юношеского народного творчества «Джерела надій», на котором Андрей Мирошниченко, Костя Иваненко и Дима Коломийцев (сегодня он учится в колледже искусств) исполнили песню «Нам без мамы беда» и были награждены путевками в Артек. Правда, выдали всего одну, и поехал Дима, что имело прекрасные творческие последствия. Под впечателнием восторженных рассказов сына о море и лагере, мама, Надежда Михайловна, написала слова и музыку к песне «Артек», и мальчик поехал с ней на конкурс «Золотой дударик», где и получил диплом.
Конкурсы и фестивали шли один за другим, и везде «Мальчишки» имели потрясающий успех и… обиду. Их географическим потолком был Луганск, их песни, отобранные для заключительных концертов, в последний момент исключали из программ («нашего «Коня» на «Валенки» меняли!»), их кассета с музыкальным сопровождением в ответственный момент оказывалась «пустой», вместо обещанной Болгарии их отсылали… в лагерь труда и отдыха под Севастополь.
Но венки лавровые поступали из-за пределов области. Харьковская ассоциация музыкантов приглашает «Мальчишек» выступить на концерте в государственной филармонии. Оказывается, за их творчеством много лет следит Наталья Андреевна Бабич. Она рисковала, приглашая «Мальчишек», но не ошиблась в ребятишках из провинциального шахтерского городка.
Их выступление оценили как высокопрофессиональное, пригласили в Харьков. Жили за городом, в лесу, ходили в музеи, кое-кто впервые прокатился в метро. Воспоминаний о Харькове они не помнят и поныне: так радостно и тепло им нигде не было. Тогда они и не догадывались, что вскоре их наградят путевками в санаторий в Одессу.
Надев роскошные малиновые пиджаки, ребята пошли в гости к «Джентльменам», которые давали свой юбилейный концерт. Впереди у «Мальчишек» тоже был юбилей, к которому они готовили вокальную композицию «Черный кот». Она так понравилась Олегу Филимонову, что он решил потесниться и включить «Кота» в свою программу. Но один за другим ребята разболелись и поняли, что совместить лечение и выступление невозможно.
А «Коню» А.Дольского глубоко лирической, щемяще-грустной песне, как драгоценному вину, настал свой черед; в апреле этого года на конкурсе музыкальных школ области она получила Гран-при. И оценку выше, чем было предусмотрено максимальным баллом. Никаким «Валенкам», которые дали повод для грустной шутки, уж было за «Конем» не угнаться.
«Мальчишки» сегодня - это три выпускника средних школ: Егор Семенков, Андрей Мирошниченко и Виктор Шабуров. На будущий год девятый закончит Костя Иваненко, одиннадцатый класс - Саша Клепиков. Они не отличники, не «гордость школы» в обычном понятии: много отпрашиваются с уроков на репетиции, чем раздражают классных руководителей, а иногда и родителей, потому что у нас всегда, так уж воспитаны мы, школа стоит на первом месте.
Лавры снискали «Мальчишкам» известность, и вузы Луганска хотят видеть коллектив в своих стенах; их пригласили продолжить учебу в университете и в машиностроительном институте. Егор станет журналистом - «диагноз» в городской газете ему уже поставили. Юноша, несомненно, одарен не только музыкально, но и в языке. Андрея и Виктора интересует автодело. Но ради того, чтобы ансамбль продолжил творческую жизнь, они решили все учиться только в Луганске, с Диной их там будет четверо, «малыши» будут приезжать на репетици или «старички» - к ним. Наталья Васильевна пока с ними. А дальше будет видно.
- Может, вы со временем, как «На-на» будете? - спрашиваю у ребят. - Только вместо папы Алибасова у вас будет мама Корнейчук?
Мне хотелось знать, в чем несет ансамбль отпечаток личности Натальи Васильевны, сказавшей как-то: «Мальчишки» - это моя семья. Другой семьи у меня нет!»
«Она многому
нас научила»
- Чему, например?
- Жизненной стойкости, терпению. Наши проблемы, даже болезни - это и ее проблемы.
В Одессе она отвела Витю Шабурова в клинику Филатова, и с ее помощью, и за скромные родительские средства юноше вернули зрение. Через год-два помочь было бы уже невозможно.
Она дружит с родителями, она борется с ними, переубеждает, когда для пользы дела нужны семейные «жертвы». Она помнит, что растущему организму нужна пища, и ни на один концерт не поедет без термосов, бутербродов, или в буфете накормит. Зная скромное материальное положение своих подопечных (трое - из многодетных семей, двое - из неполных, у Вити отец инвалид), Наталья Васильевна не обременяет семьи затратами на запись фонограмм в профессиональной студии - ансамбль «по одежке протягивает ножки».
Зная, как сложно складываются отношения ребят со школьными учителями и у Димы в колледже, она устраивает там концерты - кажет товар лицом, и на репетиции учеников потом отпускают с легким сердцем.
Но главное это то, что каким-то шестым чувством поняв, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, она наращивала «Мальчишкам» капитал, моталась с ними по городам и весям, веря и не веря в то, что этот бриллиант, ограненный и отшлифованный, «купят» и дети продолжат образование бесплатно - институт семьи не потянут. И не ошиблась!
Опытный педагог, она с минимальными потерями пережила со своим разновозрастным ансамблем пору мутации голосов, когда мальчики-колокольчики начинали басить, тогда меняла репертуар, аранжировку, но ни на день не прекращала репетиций.
В небольшом городке все знают друг друга, люди искусства - на виду. Наталья Васильевна испытывает противоречивые к себе отношения как коллег, так и родителей: у нее нет прочной крыши над головой, с дочерью-студенткой, приезжающей на каникулы, она ночует у друзей. Можно бы, устроив судьбу любимых «Мальчишек», взяться и за свою, но она уже репетирует с новыми, их не шесть, а полтора десятка.
Это будет что-то другое, в этих виден и задор, и кураж, они уже танцевали на бенефисе. Какие они чистые, ее ученики! Трудно представить, что кто-то из них способен оскорбить женщину, они не накричат, не обидят слабого.
- У нас редкое, удачное содружество, - говорит Наталья Васильевна, - дети могут петь, любят петь, ладят друг с другом.
Вспоминают, как трехнедельный карантин по гриппу, когда школы были закрыты и репетировать негде, провели в однокомнатной квартире Иваненко: пели и пили чай, лежали и ходили, спотыкаясь о длинные ноги Егора. Обсуждали сценарий юбилейного концерта, постигали язык оформительского искусства. И выбрали: на белом полотне, в обрамлении клавиш - шаржированные, узнаваемые портреты всех шестерых. Зал ахнул: до чего похожи, особенно Егор: его улыбку не повторить.
Зал не только ахал на юбилейном концерте, он дважды вставал и аплодировал, не жалея рук. Поражаясь, как смогли школьники, в сущности еще дети, подготовить двухчасовый концерт с мини-спектаклями, танцами, «приколами нашего городка». И состояние глубочайшего патриотического экстаза, когда и комок в горле, и благодарные слезы: «знай наших!», владело зрителями.
* * *
Кто-то сказал, что человек рождается из его сопротивления среде. Никто не создавал ребятишкам, о которых я рассказала, особых условий. Тоже прельщала улица, их пугала школа, их манила дискотека. Как просто было захлопнуть дверь и навсегда уйти из ансамбля, и по-человечески это было бы понятно.
Сколько их обманывали, взрослые дяди и тети интриговали их, у них отнимали надежду, а потом вдруг возвращали ее. И это тоже по-человечески можно понять, сделать скидку на новые времена и новые нравы.
А когда они «проросли сквозь асфальт», то оказалось, что друзей, ценителей, доброжелателей гораздо больше, чем представлялось в трудные минуты. А разве у других берегов «Мальчишкам» будет легче? Прививку терпением и жизненной стойкостью им сделали, должно хватить надолго.