НУЖЕН ЛИ ТЕАТРУ БЕНЕФИС

13 февраля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 13 февраля-20 февраля 1998г.
Отправить
Отправить

Раздумья после творческого вечера известной балерины Бенефис... Сколько же в этом полузабытом слове притягательного, загадочного, интригующего!..

Раздумья после творческого вечера известной балерины

Бенефис... Сколько же в этом полузабытом слове притягательного, загадочного, интригующего! Бенефис - не просто спектакль или концерт. Это - настоящее священнодействие, организованное в честь одного из актеров либо служащих театра как дань признания его заслугам, таланту, мастерству. Нелишне напомнить, что бенефис (в переводе с французского - польза, прибыль) вначале был делом преимущественно коммерческим. С давних пор сбор от концерта по традиции шел в пользу бенефицианта, что позволяло актерской братии поправить свое материальное положение. К тому же бенефисы могли проводиться для всех членов театрального сообщества: так, наравне с актерами, бенефисы объявлялись в пользу костюмеров, суфлеров, капельмейстеров, бутафоров и т. д. Отношение к мероприятиям такого рода у всех, начиная от участников и заканчивая публикой, было весьма серьезным и почтительным. Приобретя билеты по свободным ценам, зритель валом валил в театр с подарками. Программа бенефисного вечера, в отличие от рядовых спектаклей, изобиловала сюрпризами и неожиданностями. Как правило, в бенефисах принимала участие многообещающая талантливая молодежь, выступали со своими излюбленными номерами и знаменитости... В конце этого театрализованного «фейерверка» на сцену, заваленную цветами, выходил бенефициант и принимал подарки и подношения от своих почитателей, друзей, коллег. Сей долгожданный момент всегда вызывал ажиотаж и был интересен всем без исключения. С особым нетерпением его ждали корреспонденты: утром на страницах местной прессы красочно и подробно будет описано все, что накануне было преподнесено бенефицианту. О, что это порой бывали за подарки! Поэтические оды в сафьяновых переплетах с золотым тиснением, адреса в серебряных рамках, лавровые венки из благородных металлов, дорогие украшения, предметы роскоши и домашнего обихода, антиквариат, произведения искусства... ну и, конечно же, дензнаки в твердой валюте с непременным привселюдным оглашением даримой суммы. Таким образом, бенефисы испокон веков были популярны благодаря весьма удачному соединению благотворительности с целесообразностью - и актерам полезно, и публике приятно!

Случаются подобные творческо-коммерческие акции и в наше время. Не так давно в Национальной опере Украины торжественно прошел бенефис известной киевской балерины, народной артистки Украины, лауреата международных конкурсов Анны Кушнеровой.

Имя этой актрисы не сходит с афиш вот уже двадцать лет. Ведущая солистка Киевского академического театра оперы и балета им. Т.Шевченко хорошо известна в Украине и за рубежом. Ее сценическая биография началась в 1975 году, когда способную выпускницу Киевского хореографического училища приняли в балетную труппу театра. Победы на конкурсах и гастроли быстро принесли молодой балерине мировую известность.

Анна Кушнерова - актриса широкого творческого диапазона. Она прекрасна и органична как в лирико-романтических, так и в драматических балетных партиях. Одетта-Одиллия, Клара, Аврора, Китри, Никия, Гамзатти, Жизель, Сильфида, Лиза, Эгина, Мехменэ-бану, Мавка - вот далеко не полный перечень образов, созданных балериной. Исполнительской манере Анны Кушнеровой присущи тонкость, естественность и выразительность, на сцене танцовщица исполнена обаяния и одухотворенности. Своеобразная творческая индивидуальность и богатый внутренний мир балерины помогают ей наделить ее героинь волнующей эмоциональностью и чувственностью. Бенефис позволил поклонникам искусства Терпсихоры сполна ощутить разносторонность дарования Анны Кушнеровой - удивительное соединение нежности и силы, мягкости и властности. Ей по силам решать новые творческие задачи, она стремится идти вперед, а не стоять на месте.

Переполненный зрительный зал красноречиво свидетельствовал о том, что героиня бенефиса Анна Кушнерова, как и балетное искусство в целом, продолжает пользоваться огромной популярностью. Программа вечера в честь примы-балерины была составлена из разноплановых и зрелищных концертных номеров. Наименее интересно смотрелась в концерте, как ни странно, классика. Современная же хореграфия, напротив, воспринималась с большим воодушевлением. Наверное, это происходило оттого, что исполнялась она свежо, эмоционально, технически безукоризненно. В программе соседствовали как хорошо известные, так и мало исполняемые в Киеве произведения. Особое впечатление произвели фрагменты из балетов «Золотой век» Д.Шостаковича (танго) и «Собор Парижской богоматери» М.Жарра (адажио Квазимодо и Эсмеральды) в исполнении А.Кушнеровой и В.Чуприна. Если первый давно уже по праву считается коронным номером балерины, то второй, поставленный интереснейшим современным французским хореографом Роланом Пети, никогда ранее в Киеве не исполнялся и стал настоящим открытием для киевских любителей балета.

Сюрпризом бенефиса стала премьера двух миниатюр, подготовленных специально для этого вечера молодыми киевскими балетмейстерами. Тема скоротечности времени, извечной борьбы жизни и смерти потрясала в хореомонологе С.Швыдкого «Проходящая мимо» на музыку Вангелиса (А.Кушнерова). Поклонение, влечение, страсть, охлаждение - четыре разных фазы любви предстали в ярком, экзальтированном, драматическом дуэте «Четыре поцелуя» на музыку Я.Сибелиуса в постановке А.Рехвиашвили (А.Кушнерова и А.Шаповал).

Великолепным был состав солистов и партнеров бенефициантки, участвовавших в концерте, - Анастасия Волочкова, Вадим Буртан, Артем Дацишин, Денис Матвиенко, Максим Мотков, Синобу Такита, Светлана Толстопятова, Владимир Чуприн, Александр Шаповал и др. На прославленной киевской сцене выступали на равных, демонстрируя свое мастерство, разные поколения исполнителей, свидетельствуя о преемственности разных традиций и школ.

Финал вечера отчасти напомнил нам о добрых старых традициях бенефисов. Сцена утопала в цветах, звучали поздравления, были и подарки, например огромный цветной телевизор фирмы «Самсунг», который преподнесли Анне Кушнеровой почитатели ее таланта. Были, правда, еще и мечты... Хотелось бы, чтобы вещественным приложением к почетной грамоте от Министерства культуры и искусства Украины, которую торжественно зачитали и вручили бенефициантке, был, скажем, ключ от квартиры или машины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК