Что нужно для того, чтобы праздник удался? Побольше музыки, шампанского, цветов и сюрпризов — и всего этого было предостаточно на новогоднем концерте в столичной опере, подаренном публике неутомимым дирижером Германом Макаренко и Симфоническим оркестром Национальной оперы Украины.
Хотя новогодние концерты прошли почти во всех лучших концертных залах Киева, вечер в оперном театре все же отличался от остальных: программа не была карнавально пестрой и не блистала хитами всех мастей, зато, посвятив весь вечер творчеству Штрауса, Герман Макаренко убил даже не двух, а всех зайцев сразу — любовь публики к наследию короля вальсов несомненна, а изысканность и аристократическая нотка венского бала захватили гостей буквально с первых номеров.
Однако простыми вальсами дело не ограничилось — множество сюрпризов, припрятанных «в рукаве» маэстро, основательно разбавили серьезный вечер не такой уж и серьезной музыки: например, в качестве заезжей звезды с дурным характером выступил «главный ударник симфонического труда», по совместительству — талантливейший педагог и известный шутник Александр Блинов, который завершил первое отделение потрясающим соло на непонятном бренчащем инструменте, из которого под занавес вылетел грандиозный бенгальский огонь. Или, к примеру, озорная «Шампанское — полька», под которую официант долго и внимательно расставлял бокалы на столике возле первой скрипки, потом старательно откупоривал заиндевевшую бутылку и вместе с финальным аккордом хлопнул пробкой на радость публике, в особенности первых рядов. Отпив шампанского, Макаренко с энтузиазмом продирижировал вальс «На волшебном голубом Дунае» — и с потолка в зал рухнула огромная связка цветных шаров, которые с треском лопались о смычки струнников. Не знаю, насколько легко играть в такой несерьезной обстановке, но участвовать в «шаровых боях» зрителям явно понравилось, особенно детворе, которая приготовилась было скучать на взрослом концерте, а тут вдруг такое началось!
Знакомый хореограф однажды рассказывал, что у зарубежных трупп есть веселая традиция — устраивать последний на гастролях или в сезоне спектакль в духе вольной импровизации, когда, к примеру, оркестр может в несколько раз ускорить темп в самом медленном месте, танцовщики — поменять сцены местами, так что музыканты вынуждены подстраиваться на ходу. Участвовать в таком спектакле порой очень и очень нелегко, зато публика раскупает билеты просто на ура.
Такое явление, привычное для иностранцев, нашей публике пока еще в диковинку. По словам Германа Макаренко, ему бы очень хотелось, чтобы традиция таких веселых и забавных новогодних концертов прижилась в стенах Национальной оперы — не одним же «Щелкунчиком» развлекать публику из года в год. А музыка Штрауса, такая радостная, праздничная и увлекательная, способна подарить слушателям не только хорошее настроение, но настоящую радость.
Неспроста в народе говорят — как Новый год встретишь, так его и проведешь. И судя по всему, мне в этом году предстоит часто танцевать вальсы — хорошо бы это были вальсы Штрауса!