«Ночной дозор»: сойдет за мировоззрение

23 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 23 июля-30 июля 2004г.
Авторы
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Когда на экраны выходит фильм по хорошо известной книге, этому всегда радуешься. А если добавить, что этот фильм — блокбастер, да еще и не голливудский, впору бросить все и бежать смотреть...

Авторы
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Когда на экраны выходит фильм по хорошо известной книге, этому всегда радуешься. А если добавить, что этот фильм — блокбастер, да еще и не голливудский, впору бросить все и бежать смотреть. А если ты еще и читал эту книгу, то не просто смотреть, а смотреть, как там у них получилась твоя любимая танковая атака. Так вот, в случае с «Ночным дозором» Тимура Бекмамбетова/Сергея Лукьяненко этого делать не надо. Не потому даже, что сравнение окажется не в пользу одного из творений, а просто потому, что слишком уж они разные. Как банковская деятельность и латно-копийная реклама этой деятельности. В то же время, тем, кто не успел ознакомиться с литературным первоисточником, следовало выдать программки, как на балетный спектакль, потому что местами трудно понять, о чем идет речь в киноповествовании. Однако, как и в балетном спектакле, сюжет тут — не самое главное. Ведь фильм как целостность не случился. А случилась совокупность картинок — клипов, гегов, микромелодрам, так или иначе связанных с текстом Лукьяненко. Эти картинки и сюжетцы абсолютно самодостаточны, и время от времени появляется ощущение, что перед тобой — экран телевизора, который переключает невидимая рука.

Принадлежность каналов этого телевизора угадывается легко: коммерческие крутят рекламу, поп-музыку, «ужастики»; государственные — новости, боевики о буднях спецслужб. При этом программы из-за беспорядочного «щелканья пультом» пересекаются, что иногда дает действительно прикольные миксы. Тем не менее двуслойность фильма прослеживается довольно легко — здесь есть и откровенная агитка, и претензия на «стеб для посвященных». Агитка бросается в глаза первой: борцы со злом, на вывеске которых присутствует легко узнаваемый геральдический двуглавый птах. Конечно, в своей повседневной деятельности по обеспечению спокойного сна «любимому городу» им приходится принимать непопулярные решения, но зритель-то понимает, что простые ребята в потертых спецовках всегда правы. Что мудрый руководитель конторы «Горсвет» заботится обо всех и каждом, и даже если и сворачивает на кривую дорожку, то исключительно для общего блага. В общем, продюсерское присутствие Константина Эрнста весьма ощутимо.

Режиссер Тимур Бекмамбетов тоже осознает государственную значимость своего фильма. «Если мы будем удовлетворяться голливудской продукцией, у нас пострадает государственность, — уверен он. — Все империи... рождают свой кинематограф. Германия 30 — 40-х, СССР, нынешняя Америка — все это великие кинодержавы... Сейчас показателен сам зуд, который у всех есть, — создать некое подобие имперского кино. Это означает, что государство пытается себя видеть как большую, мощную державу».

Что ж, после гибели «всероссийского брата» Сергея Бодрова место героя вакантно. Да и само время требует новой киноидеологии. Бандитская романтика уходит в прошлое. Герои-одиночки тоже несколько приелись. Сила становится организованной и — главное — четко руководимой, а борьба — уже не против каких-нибудь «плохих парней» с криминальным или партийно-криминальным прошлым. Наша нынешняя борьба — против Зла как такового. Ни много ни мало. Нет, все-таки чему-то нас Голливуд научил — нечего дискредитировать страну кинорассказами о коррупции, плохих полицейских, продажных министрах. Если уж бороться со злом — то в корне.

Голливуд же и рецепты подсказал. Тут тебе и «Звездные войны», и «Властелин колец», и «Матрица», и «Омен», и «Люди в черном», и «Люди Х». А также не предусмотренный литературным первоисточником Зигмунд Фрейд. Ну разве можно снять настоящий динамичный блокбастер без эдипова комплекса? В общем, в один фильм были собраны черты множества успешнейших голливудских проектов.

Позиционирование дается в самом начале фильма: силы Света представлены в виде европейского рыцарства, силы Тьмы — в звериных шкурах варваров. Светлый Гесер работает с группой товарищей — такой себе начальник опергруппы, «батя», можно сказать. Темный Завулон — единоличник и, судя по некоторым признакам, припанкованный гей. А вот «рядовые Темные» — вполне приличные ребята. И в этом, надо думать, драматизм. Не может светлый маг Антон относиться как к врагам к своим соседям, снабжающим его при необходимости «удобрением». «Удобрение» — в данном случае кровь, хотя намек на наркоту довольно прозрачный. Торговец не может отказать — по-соседски, хоть и понимает, что перед ним «классовый враг».

Культ дома и семьи — вот чем еще поделился с «Ночным дозором» Голливуд. В картину был введен эпизод с колдуньей, к которой прибежал брошенный муж, пока его благоверная целовалась на белом катере с новым воздыхателем. Мальчик Егор оказался сыном главного героя, который едва не извел ребенка в утробе матери. За что и был наказан — его сын стал Темным Иным. И правильно, колдовство и аборты — это плохо, а ребенок должен воспитываться обоими родителями, иначе его наивностью непременно воспользуются злые дяди.

Между прочим, получился и правда довольно грустный рассказ о сосуществовании поколений. Антон Городецкий, занятый собственными переживаниями несправделивости мира, его бывшая жена, занятая работой, карьерой, материальным обеспечением себя и ребенка, — несколько безвольное и дезориентированное поколение, воспитанное в безвременье позднего застоя и перестройки, русского рока и «Звездных войн». И только мудрое руководство, осуществляемое «старшим товарищем», воспитанным несколько раньше и знающим, что такое дисциплина, направляет Антона в его служении Свету. Занятость собственными делами и переживаниями приводит к тому, что родители «зевают» собственного сына, и он принимает сторону альтернативной Свету силы, смахивающей на наркомафию: вампиры в фильме до боли похожи на наркоманов, а их соперники, соответственно — на сотрудников отдела по борьбе со всяческой преступностью.

Но если вы не любите киноидеологии с клюквенным привкусом, в фильме специально для вас припасен другой смысловой слой — полный черного юмора шарж на реальность с ее надоедливой рекламой, многочисленными цитатами и заимствованиями, абсурдизацией. Такой себе sex-drugs-rock’n’roll в сопровождении новостей Первого канала.

Конечно, эта двуслойность ставит авторов в очень удобное положение. С одной стороны, они склепали вполне читабельный социальный мэсидж, от которого приходят в восторг подростки. С другой стороны, у них всегда остается возможность вскинуть брови: «Да это же стеб! Вы что, не поняли?» После чего, согласно законам жанра, собеседник мелко кивает и неизбежно произносит имя Тарантино... Вот так надо работать — и волки сыты, и овцы целы. Стеб, конечно, направлен на тех, кто понимает. Тех, кто улавливает в озвучке цитаты — например, о том, что «они любили друг друга, хотели вместе в педагогический поступать» (это о двух вампирах, едва не покусавших мальчика). Или древний холодильник в рекламном клипе. Не говоря уж о «рэпаке» в финале фильма, дающего «краткое содержание предыдущих серий». Прикольно. Иначе и не скажет об этом фильме поколение телепузиков и геймеров. Ведь тут есть все, что можно пожелать, — и сериальное мыло, и клиповая манера съемки, и клочья рекламы, развешанные то там то сям, и мультяшки, и компьютерная игра, прорывающаяся в реальность.

Да, клипы в массе своей получились вполне приличные. Вот жгучий брюнет и растерянно-усталая женщина — то ли училка, то ли врачиха с неустроенной личной жизнью — встречаются в супермаркете, и акцент с рекламного слогана (хороший вкус... хорошее начало) смещается на значимость встречи. Вот мать, вынужденная оставить нездорового ребенка на ночь одного, тревожно всматривается в окна, перед тем, как укатить на работу, и главное в этом клипе — ее взгляд, а не логотип Первого канала на дверце. Режиссер, занимавшийся до сих пор рекламными роликами, делает то, что умеет, при этом «раскручивая» товар и как способ, и как цель рекламы. И результат получается вполне симпатичный — иногда трогательный, иногда ироничный. И если бы речь шла только об идеях и качестве отдельных клипов, результат можно было бы считать вполне удовлетворительным. Однако клиповость для полноценного экшена с «насыщенной программой» оказалась не лучшим решением.

Больше всего пострадал сюжет. Нет, дело совсем не в том, что «в книге не так» (хотя и это чистая правда). Создателей фильма можно понять — они снимали кино не для поклонников творчества Лукьяненко, поэтому претензий по «несоответствию» быть не может. Просто содержание фильма ускользнуло и от тех, кто читал книгу, и тем более от тех, кто ее не читал. Интересно то, что автором сценария был сам Лукьяненко, которому, разумеется, не хотелось упускать ключевые моменты собственного сюжета, но в то же время он оказался заложником режессерских решений.

Остается надеяться, что серия будет продолжена. Создателям фильма совершенно необходимо это сделать — как иначе прояснить массу темных пятен первого фильма? Этот загадочный «Договор», о котором так много говорят, но не вполне понятно, каковы его положения. Что это за Сумрак и синий мох? А что же стало с исполинской воронкой над Светиной головой? Загадочная фраза «батяни» Гесера о том, что проклятие надо либо перекинуть на мага, который его наслал, либо уничтожить носителя, так и повисла в воздухе — судьба Светланы осталась загадкой для зрителя. И оно понятно — трудно в двухчасовом фильме провести несколько полноценных сюжетных линий. К тому же, если этот фильм постарались еще и по возможности сделать «стра-ашным», по-голливудски страшным — напичкать спецэффектами.

А ведь обещанный «фейерверк спецэффектов» на экране таки был. Вот только количество так и не переросло в качество. Широко используемые трехмерные полностью цифровые модели техники и животных выглядели не всегда и не совсем естественно. Очень чувствовалось, что спецэффекты делали люди, связанные скорее с миром компьютерных игр, чем с кино. Кукла на паучьих лапках, звериные маски, характерное движение по тоннелю метро — все это до боли знакомо любителю погонять по экрану зеленых человечков. Но кроме приятной узнаваемости подобная графика привнесла в фильм и некоторые минусы. Например, вороны двигаются почему-то как большие неуклюжие насекомые. А ведь на самом деле эти птицы, играющие в сильном ветре, — зрелище, приносящее массу удовольствия. Впрочем, как создатели, так и потребители «настоящих блокбастеров» редко предаются созерцанию полета безмозглых ворон...

Создалось впечатление, что натуралистичность некоторых спецэффектов — проблема не столько технических возможностей или высоких технологий, сколько вкуса режиссера. Между прочим, в «Ночном дозоре» довольно примитивная (технически примитивная) анимация «летописи» о византийской девушке, приносившей несчастье, выглядит гораздо лучше, чем «небо, полное ворон».

Что у создателей фильма действительно получилось, так это атмосфера. Если кому-то не хватало присутствия Сумрака, то уж на нехватку кумарного морока жаловаться не приходится никак. Нехватка информации о событиях с лихвой компенсируется ощущениями. Да, вот это уж совсем не по-голливудски — снимать фильм, представляющий собой сплошную рефлексию периода ломки, пробиваемую яркими рекламными и телевизионными образами, балетом «Спартак» и эмблемой одноименного футбольного клуба, песнями из старых советских фильмов, государственной символикой. Причем все это кажется гораздо менее реальным, чем всяческая чертовщина.

Попытка создать что-то типа «Хазарского словаря», «Мастера и Маргариты» и «Декалога российского патриота» в одном блокбастере заслуживает уважения. Правда, с первой попытки вышла каша, причем местами невкусная. Мастерство отдельных актеров и высокие качества отдельных эпизодов не в состоянии вытянуть целый фильм, который можно расценивать пока только как поиск — и творческий, и продюсерский. «Ночной дозор» — пример фильма, который стал «культовым» еще до выхода на экран за счет массированной рекламы и разогревания интереса фанов литературного первоисточника, творчества С.Лукьяненко и фантастики вообще. И надо думать, культовость фильма сыграет на дальнейший рост популярности перечисленного выше — как показывает история «Властелина колец» и «Гарри Поттера», популярность книг и стремление читать в наше время сильно повышается после выхода очередного культового фильма. Хотя бы за это картине «Ночной дозор» можно поставить жирный плюс.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК