В то время как столицу лихорадило в последние недели предвыборного марафона и улицы расцветали пёстрыми агитплакатами, в город Харьков вместе с весенним настроением пришёл Международный конкурс молодых пианистов Владимира Крайнева, ставший уже традиционным, долгожданным и привычным праздником. В этом году детищу харьковских музыкантов при активном участии и поддержке самого Владимира Всеволодовича исполнилось десять лет — солидный возраст для конкурса, родившегося в трудном 92-м году, когда лишь фанатичный альтруизм и объединённые усилия музыкантов смогли дать жизнь такому замечательному начинанию. С тех пор конкурс неизменно проводится в последнюю декаду марта, накануне дня рождения самого маэстро Крайнева, который, волею случая, приходится на самый жизнерадостный весенний праздник первоапрельских розыгрышей.
Один из киевских пианистов недавно попробовал шутки ради подсчитать то невообразимое количество музыкальных конкурсов, которые, как грибы после дождя, постоянно возникают в разных точках земного шара. Результат оказался потрясающим: ежедневно в мире проходит в среднем три-четыре конкурса исполнительского мастерства, причём большая часть из них имеет международный статус.
Что и говорить, подобное разнообразие — подлинный рай для музыкантов. В таких условиях остаться без титулов и наград практически невозможно. Однако настоящую ценность и реальный вес имеют, как и прежде, единицы — и на сегодняшний день к ним, безусловно, можно отнести и завоевавший прочное место как в слушательских сердцах, так и в мировой конкурсной таблице Международный юношеский конкурс В.Крайнева, в этом году он уже шестой.
Нынешний конкурс проводился, как и обычно, в три тура в двух возрастных группах, а география стран-участниц оказалась совсем пёстрой: Украина, Россия, Грузия, Литва, Беларусь, Татарстан, Германия, Франция, Малайзия, Япония и Китай.
На пресс-конференции, проведенной перед концертом лауреатов в зале Киевской филармонии, Владимир Всеволодович отметил, что особое впечатление на жюри произвела младшая группа участников, где обладателями Гран-при стали Валерия Мирош (Украина), Хидеказу Ясуда (Япония) и Жанг Зуо (Китай), в то время как старшая группа довольствовалась лишь тремя призовыми местами и дипломами.
Для этих ребят победа на конкурсе — отнюдь не финальная точка в долгой и кропотливой работе. Все лауреаты конкурса, помимо наград и спецпризов, получают возможность принимать участие в гастрольных турах и концертах, проводимых при поддержке Благотворительного фонда помощи молодым музыкантам Владимира Крайнева. Например, одиннадцатилетняя Валерия Мирош из Керчи уже получила приглашение от маэстро принять участие в ежегодном фестивале Крайнева, о котором много говорилось на пресс-конференции. Запланированные в октябре 2001 года, ценнейшие как по составу участников, так и по подбору репертуара концерты так и не состоялись, невзирая на раскупленные в считанные дни билеты — виной всему финансовое головотяпство и неорганизованность. Владимир Всеволодович выразил надежду, что в этом году «Крайневские вечера» всё же состоятся.
Можно сколько угодно спорить о достоинствах и недостатках конкурса как явления, о соревновательном начале и показательности в подборе программ конкурсантов, однако факт остаётся фактом — каждый харьковский конкурс открывает новые имена юных музыкантов, и часть из них, подрастая, органично вливаются в творческую мастерскую профессора Крайнева в Ганновере (Германия).
Основная борьба развернулась на нынешнем конкурсе в младшей группе: по результатам подсчёта баллов вместо шести финалистов вышло семь, в результате чего помимо трёх Гран-при была разделена пополам первая премия. В этом году в состав жюри конкурса входили Наум Штаркман и Владимир Сканави (Россия), Берндт Гецке (Германия), Тереза Дюссо (Франция), Йоко Ямаока (Япония), Валерий Козлов и Наталья Мельникова (Украина), Снежана Пановская (Македония).
На заключительный концерт в Киев Владимир Всеволодович привёз самых-самых: обладателей первых премий и Гран-при конкурса.
Глядя на этих детей, сдержанных в осознании важности происходящего, когда единственная реальность — это переполненный филармонический зал, затаивший дыхание ради диалога исполнителя и рояля; слушая их искреннюю и ненадуманную игру, чуждую заскорузлой взрослой искушённости, невольно задумываешься — быть может, они видят в этой проверенной временем музыке взрослых нечто, доступное только правдивому взгляду детства? Что-то очень важное, чему не учит никто и что так легко теряется в привычной суете будней.
Ребята все очень своеобразны, личностны, у каждого в игре — своя изюминка. Объединяет их колоссальная профессиональная подготовка и даже, не побоюсь сказать, мастерство.
Волевое начало и недетская уверенность уже сейчас присутствуют в игре японца Нарии Ноги (1-я премия), Левченко Лены (Украина) и Жанг Зуо из Китая (Гран-при), сыгравшей две пьесы из фортепианного цикла Прокофьева «Ромео и Джульетта» с мгновенными сменами красок и настроений, а в Кампанелле Листа просто очаровавшей зал кристальными капельками верхнего регистра. Ещё один обладатель Гран-при, Хидеказу Ясуда, представил слушателю своё собственное произведение «Приближающиеся шаги», в котором колорит национальной образности и неизменная пентатоника тесно переплелись с европейской техникой игры и бурными каскадами пассажей.
Особенно порадовала знакомая киевлянам по последнему конкурсу Горовица одиннадцатилетняя Валерия Мирош. Завоёванный ею в Харькове Гран-при даёт возможность надеятся, что её игру мы сможем услышать в недалёком будущем и на других крайневских концертах. Единственным представителем старшей группы оказался россиянин Саша Маслов, помимо первой премии получивший спецприз за исполнение сонаты Барбера, которую он и привёз на заключительный концерт в Киев.
Конкурс завершился. Всегда остаётся чувство некоторого опустошения, когда заканчиваются долгие дни конкурсных прослушиваний, волнений перед сценой и надежд. И снова зажглись новые звёздочки талантливых детей, для которых открываются удивительные возможности в том мире, где скрипичный ключ подходит ко всем замкам и открывает любые двери.