Несносный ребенок проездом из Одессы

Поделиться
Несносный ребенок проездом из Одессы
Национальный художественный музей Украины представляет резонансный арт-проект - "Enfant terrible. Одесский концептуализм". Большая часть экспозиции сформирована на основе коллекции Музея современного искусства Одессы. Экспонируются произведения метров концептуализма (Леонида Войцехова, Юрия Лейдермана, Сергея Ануфриева, Игоря Чацкина, Александра Ройтбурда, групп "Перцы", Мартынчики") и многих других художников, на которых, так или иначе, повлияло одесское концептуальное движение.

Национальный художественный музей Украины представляет резонансный арт-проект - "Enfant terrible. Одесский концептуализм". Большая часть экспозиции сформирована на основе коллекции Музея современного искусства Одессы. Экспонируются произведения метров концептуализма (Леонида Войцехова, Юрия Лейдермана, Сергея Ануфриева, Игоря Чацкина, Александра Ройтбурда, групп "Перцы", Мартынчики") и многих других художников, на которых, так или иначе, повлияло одесское концептуальное движение.

Выставка расширена экспонатами из частных коллекций, галерей, фондов и архивов одесского Музея западного и восточного искусства.

Над проектом работали около двух лет. Сама выставка посвящена памяти куратора проекта Мирослава Кульчицкого, ушедшего из жизни в феврале 2015-го… Организаторы говорят, что экспозиция была бы совсем другой без него. Он был человеком глубоким, тонко чувствующим искусство и необычайно разносторонней личностью.

По сути, это первая (по масштабам) выставка регионального музея - в стенах Национального. Она занимает семь залов первого этажа НХМУ и продлится до сентября.

Основа, изнанка проекта - необычайно интересна и витиевата. Она уходит корнями в эпоху застоя, в конец 70-х - начало 80-х ХХ века. В те времена, когда и возникло уникальное явление современного искусства - "одесский концептуализм".

Некоторые исследователи этого явления видят отправную точку "одесского концептуализма" в 1982-м. В тот год объединились яркие молодые художники, которые искали новый художественный язык, смело экспериментировали, изобретали что-то новое, не знали для себя ни в чем и никаких ограничений - даже несмотря на атмосферу застоя.

Только с 2010-го началась т.н. официальная исследовательская работа. Она была призвана описать и систематизировать этот одесский феномен.

Арт-критики и сегодня пытаются найти истоки и мотивации, превратившие "неосознанные" поиски молодых художников в подлинное явление. С оригинальным художественным языком, выразительными формами, парадоксальными творческими подходами.

Бывшие "одесские мальчики", такие как Владимир
Сальников, Владимир Федоров (Федот), Алексей Коциевский в те годы вряд ли считали себя большими художниками, они просто творили. И пусть не вся палитра одесского концептуализма отражена в киевской экспозиции, надо признать, что само это явление - шире и глубже тех или иных выставок.

В брежневскую и андроповскую эпохи одесские концептуалисты по-своему троллили свою застойную современность. Их работы кому-то казались абракадабрами, странным подражательством. Тем не менее, одна из резонансных их выставок - 1986-го - дала еще один мощный импульс. Это выставка состоялась на архитектурном факультете строительного института. Ее участники - "Перцы" (Олег Петренко и Людмила Скрипкина), "Мартынчики" (Светлана Мартынчик и Игорь Степин) -спровоцировали невероятный скандал. У блюстителей нравственности вызывали оторопь и сами работы одесских концептуалистов, и их эксцентричный внешний вид. Некоторые художники специально изобретали для себя театральные костюмы, придумывали новые имиджи, протестуя тем самым против советской унификации.

Наверное, большая исследовательская работа по осмыслению феномена одесского концептуализма еще впереди, а киевская экспозиция - лишь один из шагов к этому осмыслению.

***

Важно отметить, что "Enfant terrible…" - выставка произведений прежде всего свободных, креативных, образованных людей. Эти три составляющие важны в любое время.

Творчество одесских концептуалистов в те годы было больше известно за пределами СССР, чем внутри страны. Ведь это новое искусство рождалось в конце 70-х - начале 80-х не благодаря, а вопреки.

Тогда, безусловно, в крупных культурных центрах появился слой внутренне свободных людей, которые ограждали себя от царившей вокруг агрессивной серости. Что и привело к необходимости появления некоего "своего" языка между представителями арт-пространства. Этим языком стало то, что потом и было названо "творчеством одесской концептуальной группы".

Например, более 40 лет в Одесе работал художник и поэт Олег Соколов (1919-1990): его работы представлены в экспозиции. Он первым повернулся к абстракционизму и стал использовать коллаж. Поэт и исследователь культуры Востока, Соколов еще в начале 50-х понял значение вербальных знаков и их самодостаточности в визуальном искусстве. Он понимал, что язык сам по себе может рассказать о человеке гораздо больше, нежели мы можем себе представить.

- Одесса - литературный город, - рассказывает директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор. - Роль языка, вербальных символов, текстов здесь чрезвычайно велика. Это все разительно чувствуется в творчестве авторов. Почти все они - хорошие поэты. И потому в их работах прослеживается множество неологизмов, многослойных фраз, великолепный анализ литературных клише. Выставка и называется Enfant terrible (в переводе с французского - "несносный ребенок"). Этот ребенок в момент рождения был "нелюбим", у него было много родителей. Это и западный концептуализм, и советский соц-арт, панковская культура и течение "новой волны" (New Wave). Вообще, московский или питерский соц-арт с его бескомпромиссностью не очень привился в Одессе. Соц-арт здесь всегда был смягчен одесским юмором. Сейчас же, по моим наблюдениям, молодежь, появившаяся в выставочных залах в конце первого десятилетия 2000-х, оказалась более подготовленной к наследованию художников 80-90-х, нежели публика ровно "нулевых".

Экспозиция отражает ушедшую эпоху. Если сравнивать традиционное искусство 70-80-х прошлого века, то данный срез - эмоциональный, самобытный, формотворческий. Этот арт - как двигатель для весьма многих явлений современного искусства. Ведь творчество этих художников - сознательно или бессознательно - можно отнести к концептуализму.

- Нам говорят, что это Художественный музей, т.е. классическое искусство, - говорит Юлия Ваганова, заместитель директора НХМУ по выставочной работе. - Но уникальность ситуации в том, что в связи с этим проектом современного искусства музей начал снимать некоторые прежние табу, анализировать явления. Ведь современное искусство для отдельных людей является порой и замысловатым, и непонятным. Национальный музей не может включить в постоянную экспозицию все периоды, течения, развиваемые десятилетиями в украинском искусстве. Поэтому мы и решили делать такие масштабные выставки: презентовать периоды и явления, "выпавшие", возможно, из внимания официальных институций. Да, многим из этих одесских художников свойственна провокативность. Но ведь свобода всегда провокативна. Эти мастера работают в разных техниках и используют эксперимент - как язык живописи.

***

Валентин Хрущ не был "концептуалистом", но иногда создавал сугубо концептуальные произведения. Одним из первых в Одессе он стал применять для этого "подручные" предметы и материалы, обнаруживая в них особые символы и смыслы.

Его "Воспоминание о прошлом" - деревянная рыбка, приклеенная к тарелке, сворованной из ресторана. А поставив стакан чая на пианино, художник мог изречь: "Вот это звук чая". Работа под названием "Звук чая" и присутствует на выставке.

Леонид Войцехов - лидер одесской концептуальной группы. Живопись, графика, коллажи Войцехова 80-х - всегда непредсказуемая, неровная череда "мыслеформ". Смысл здесь всякий раз важнее техники, как всегда у концептуалистов. Два его огромных полотна, на которых изображены руки, тянущиеся друг к другу - "Дать - не дать" и "Взять - не взять". Это одновременно и классика, и современность. Еще одна работа Леонида Войцехова - плакат "С кем вы, мастера Ренессанса?" - как будто эпитафия советским коммунистам.

А на небольшой работе Игоря Чацкина ("Будет вам и белка, будет и свисток") - звездочки… Но это сбитые самолеты. Дескать, когда много звездочек, то будет и свисток, но пока что только белка.

Группа "Перцы" (Олег Петренко и Людмила Скрипкина) использует разного рода научные таблицы для упражнения в остроумии и создании произведения концептуального искусства. Кстати, в 90-х именно "Перцы" были весьма успешными. Многие их произведения вошли в коллекцию ведущих мировых музеев.

На скандальной картине художника Юрия Лейдермана так и написано: "Я объявляю войну России". Семен Кантор разъясняет эту ситуацию: "Когда российские туристы приходят в музей и видят эту работу, наш администратор уже знает, что надо сказать: "Посмотрите на год создания". Вот и все"… А год создания - 1989-й. Но эта надпись красными буквами все же грозно пронзает свод черных облачных туч.

На картине Сергея Ануфриева изображены тела людей, которые как будто тают в воде, а вместо макушек - восходящие солнца. Эта работа называется "Светают". Глубоко и… немного даже смешно.

Группа "Мартынчики" (Светлана Мартынчик и Игорь Степин) работает с историческими и смысловыми клише. Здесь Илья Муромец спасает африканских бегемотов, Прометей дарит огненного петуха русским мужикам, а бог Перун упрекает князя Владимира за то, что он крестил Русь…

Присутствует необычный перформанс "Качели для пеньков" от Василия Рябченко. Смысл - подноготная Союза художников. Некая жизнь, загнанная в рамки.

А вот Игорь Гусев в работе "Одна страна - одна песня" показал искусственные границы между Востоком и Западом Украины. Карта Украины разделена скотчем. В каждой части есть экран, на котором транслируется поющий в клетке кенар. Один кенар называется "птах", другой - "птица". Но поют они идентично. Это напоминает об искусственности границ, в частности языковых. Ведь банальный "скотч" легко отклеить…

Зоя Сокол в своих работах сделала вывод, что не только Юрий Гагарин достоин памяти, но и знаменитые собаки - Белка и Стрелка. Они также рисковали, когда впервые летели в космическую бездну. Художница попыталась создать историю этих героев. На ее работах - Белка и Стрелка на заслуженном отдыхе с Титовым и Гагариным, со своими родителями, Белка и Стрелка в старости…

"Есть только два художественных закона, объединяющие этих художников, - подытожил Семен Кантор. - Творчество и интеллект. Нельзя заниматься изобразительным искусством без интеллектуальной глубины".

Комментарий

Александр Ройтбурд:

- На выставке представлено пять моих работ. Полагаю, такое искусство органично для концепции музея. Это искусство, которое вовремя не "музеефицировали", но которое необходимо музеефицировать, эти работы нужно необходимо ввести в искусствоведческий оборот. Потому что многие имена, тенденции малоизвестны не только киевскому зрителю, но даже одесскому. Свойственна ли этим художникам провокативность? Любой художник прежде всего работает. Ему свойственно то, что и любому другому человеку. Одному - много пить. Другому - много работать. Третьему - играть в шахматы или болеть за футбол. Художникам, представленным на этой выставке в Национальном музее, свойственно доминирование концептуальной интеллектуальной составляющей. Это искусство, которое оперирует, в первую очередь, художественными категориями, а не только визуальными образами.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме