Вместо пролога
Народная артистка СССР Элина Быстрицкая - киевлянка, наша землячка. Бог даровал актрисе внешность, что стала идеалом красоты для многих поколений. К сожалению, она мало и редко появляется сейчас на экране и на сцене Малого театра, ставшего родным. Но каждый экранный и сценический образ остался в сердцах благодарных зрителей и занял прочное место в истории кино. А начиналось все в предвоенном Киеве…
Глава i. «С детства мечтала
быть врачом»
Папа Элины Авраамовны, врач по профессии, с детства готовил дочку себе в преемницы: учил, водил с собой в клинику. Кукол она лечила от всех мыслимых и немыслимых болезней, проводила сложные операции, во время одной из которых чуть дом не сожгла. Война застала семью в Нежине, где отец был на сборах.
Элина, которой далеко еще было до призывного возраста, откликаясь на призыв: «Чем ты помог Родине?», прорвалась к военному комиссару - характера ей было с детства не занимать! Так попала в госпиталь, где служила до 1944 года, окончив краткосрочные курсы медсестер.
В 45-м вернулся с фронта отец и настоял на продолжении учебы. Быстрицкая стала студенткой медтехникума. Но выдерживать муки, боль, кровь, человеческие страдания больше не могла. К тому же в это время уже тайно мечтала о карьере актрисы. В девятнадцатилетнем возрасте поступила в Нежинскую музыкальную школу, где был хореографический класс, и за год с небольшим упорных занятий прошла пять классов.
Творческим порывам любимой дочки категорически воспротивился отец. Для Элины он был непререкаемым авторитетом. Она поступила в… педагогический институт.
Глава II. «Я приняла решение»
После первого курса тихонько забрала документы и «рванула» в Киев сдавать экзамены в театральный институт им. Карпенко-Карого. И снова стала первокурсницей. Штрих к портрету: деньги на поездку в Киев, равно как и на первые полгода жизни там, заработала себе сама. В Нежине гастролировал знаменитый Кио, Элина Быстрицкая, принятая в качестве ассистентки, участвовала в номере «Китайский фонарь»: ее, смертельно боящуюся высоты, опускали из-под купола цирка.
Глава III. Театр
или «возможность работать там,
где хочу!»
По окончании института молодая актриса Элина Быстрицкая должна была по распределению начать работу в Херсонском театре, но не разделив повышенный интерес к своей особе главного режиссера этого храма искусства, категорически отказалась. Пережив много неприятных минут в начальственных кабинетах, получила возможность самостоятельного выбора. С точки зрения стороннего наблюдателя, выбор был неожиданным - Вильнюсский театр русской драмы. На самом деле решение определялось тем, что в этом городе в то время жили родители.
Самым важным было признание «права на профессию» отцом, который все еще предлагал «пойти учиться чему-нибудь серьезному, пока не поздно». Таня в одноименной пьесе Арбузова была первой ролью. Быстрицкая волновалась ужасно и просила родителей на премьеру не приходить. Сильно пожалела об этом, награжденная в конце спектакля долгими зрительскими аплодисментами и осыпанная несчетными букетами цветов. Придя домой, поняла, что родители в театре были и услышала долгожданное папино: «Молодец! Поздравляю!».
С 1958 года и по сей день Элина Быстрицкая работает на сцене «Дома Островского - Малого театра, во многих спектаклях которого сыграла самые разные роли. Сегодня, к сожалению, все чаще страдает от невостребованности.
Глава IV. «Хочу попробоваться
на роль Аксиньи!»
Сниматься Элина Авраамовна начала еще учась в институте. В 1951 году впервые появилась на экране в роли Лены Алексеенко в картине «В мирные дни». Дебют прошел незаметно, что сама актриса восприняла достаточно спокойно. Популярность пришла после «Неоконченной повести», где на радость папе, с необыкновенной искренностью и профессионализмом был создан образ врача. Ее героиня - Елизавета Максимовна, - силой своего умения лечить, верить и любить поставила на ноги безнадежно больного героя Сергея Бондарчука. Элина Авраамовна вспоминает, что благодаря этой роли, много молодых людей определились тогда в выборе профессии врача. Этот «медицинский призыв» восполнил ее «измену» династической профессии.
О том, что Сергей Герасимов готовится снимать «Тихий Дон», узнала от Аллы Ларионовой. Еще один характерный штрих к портрету: и в наше-то, свободное от многих условностей время, не принято артисту самого себя предлагать на роль. Быстрицкая без минуты колебаний решилась на это.
Первая проба окончилась сплошным разочарованием и бурными слезами - «не готова!». Через некоторое время по приглашению уже самого Сергея Апполинариевича в течение полугода бесконечно повторяла пробы с разными партнерами. Утверждение на роль Аксиньи встретила такой бурной реакцией, что по словам друзей, «ей могла бы позавидовать любая из обезьян в зоопарке».
Когда начались съемки, в «жертву» Аксинье были принесены не только руки - Мастер требовал: «побольше стирать, мыть полы, посуду не только у себя дома, но и у соседей». Упорной претендентке был поставлен ультиматум: не наберешь вес - роль не получишь. Подчинение было полным и безоговорочным: откармливали, как пасхального поросенка. По настоянию режиссера послушно съедала по два обеда, а сверху - о, ужас! - мед со сметаной. Но ведь недаром же были лишние килограммы, слезы, синяки, полученные на съемках - «Тихий Дон» вошел в «золотой фонд» нашего киноискусства, а роль Аксиньи принесла актрисе мировую славу. Элина Быстрицкая стала звездой первой величины.
Потом были предложения зарубежных продюсеров - большая редкость в те времена, - не по принуждению, по убеждению отказывалась сама, о чем впоследствии иногда сожалела. Зато появилась любимица поколения Леля из фильма «Добровольцы», Ксения Румянцева - «Все остается людям», сыгранная в партнерстве с великим Черкасовым, близкая по духу актриса и общественный деятель Мария Андреева в фильме «Николай Бауман» и много других ролей, которых, впрочем, могло бы быть значительно больше.
Глава V. «Другой быть не хотела»
Этот год для Элины Авраамовны Быстрицкой юбилейный - и по времени прихода в этот мир, и по годам, прожитым на сцене и экране. Ее по-прежнему отличает беззаветная преданность профессии, друзьям, отношение с которыми бережно хранит с ранней юности, «лица необщее выражение» и благородная осанка. Поддерживает же - постоянное тепло зрительской любви, которая по-прежнему сильна, хотя встречи и нечасты.
Несмотря на твердый, даже жесткий характер героини нашей неоконченной повести, актерская профессия по-прежнему остается одной из самых зависимых. Так пусть же актриса Элина Быстрицкая не будет обойдена вниманием постановщиков, что подарило бы зрителям разных поколений радость новых встреч с актрисой.