На сцене зала Киевской филармонии стояли литавры: Украинский фонд культуры отмечал свое десятилетие. Поздравления по поводу юбилея первой в Украине негосударственной благотворительной организации принимал глава правления фонда, народный депутат, академик Национальной академии наук Украины, поэт Борис Олийнык.
Искренность поздравляющих была бесспорной. Сердца и даже лица участников праздничного концерта были без грима: выступали лауреаты программы «Новые имена Украины». Детская чистота в соединении c уже взрослым мастерством создавали ту неповторимую атмосферу настоящего искусства, идущего из глубины души, которая присуща именно «Новым именам». Дети не играют в творчество - они действительно творят.
Накануне в здании фонда был день итогов. Попечительский совет фонда - Евгения Мирошниченко, Галина Поливанова, Виктор Гуцал, Григорий Гаркуша, Леонид Андриевский, Людмила Жоголь - определял победителей ежегодного конкурса по международной программе ЮНЕСКО «Новые имена», который реализуется в нашей стране под названием «Новые имена Украины». Юные музыканты, композиторы, поэты, танцоры, певцы, живописцы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства из разных регионов Украины соревновались за высокие награды. На всех - 25 стипендий и 30 дипломов. Очень жесткие условия конкурса обеспечивают бесспорно высокий уровень победителей. Неудивительно, что лауреаты конкурса пленили самые требовательные аудитории в престижнейших залах Европы, выступали в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Первые руководители многих стран-участниц конкурса в рамках международной программы ЮНЕСКО «Новые имена» уделяют большое внимание особоодаренной молодежи. По приглашению принца Майкла Кентского лауреатов конкурса из России принимала королева Великобритании. Президенты России и Грузии персонально встречались с конкурсантами, выясняли, какая поддержка на государственном уровне им нужна. Там не только учредили Золотую книгу планеты «XX столетие - XXI столетию», в которую заносят фамилии наиболее достойных, но и разработали целый комплекс конкретных мер по творческому развитию и оздоровлению этих детей.
Конечно, дело вовсе не в том, что именно эта программа ЮНЕСКО - одна из самых авторитетных в области культуры. Каждая полноценная власть, не ощущающая себя «халифом на час», руководствуясь заботой о будущих носителях культуры (и идеологии), стремится создать для них особые условия. Из школьных учебников нам хорошо известно, что до революции «элитные дети» учились в Царскосельском лицее. Первая экспериментальная спецшкола для одаренных детей - так называемая художественная десятилетка - была создана в 1937 году постановлением Совнаркома СССР. Строительство школы шло под девизом «Особенным детям - особенные условия». По проекту архитектора Каракиса было построено чудесное помещение около Адреевского собора. Оно хорошо известно киевлянам: уже давно там находится Исторический музей. А детей при очередном изменении курса руководящей партии перевели в типовое школьное здание, мало приспособленное для занятий живописью и скульптурой. В этом году школа могла бы отметить свое 60-летие, если бы были средства. Это был бы чудесный юбилей! Ведь Государственная средняя художественная школа им. Т.Шевченко (ГСХШ), где учатся особо одаренные дети со всей Украины, является базовым учебным заведением Украинской академии искусств. Высокий профессиональный уровень школы подтвержден не только участием в престижных конкурсах, но и самой жизнью. 70% выпускников школы стали членами Союза художников Украины. ГСХШ им. Т.Шевченко закончили президент Украинской академии искусств Андрей Чебыкин и председатель Союза художников Украины Владимир Чепелик. Как дипломант программы ЮНЕСКО «Новые имена» ученик школы Даниил Диров был приглашен принять участие в праздновании 50-летия ООН. Но, несмотря на такие достижения, школа сейчас в критическом состоянии. Первая в мире (за рубежом профессиональное обучение художников начинается в колледжах), единственная в Украине, государственная по статусу, школа подчинена Министерству культуры. Всем известно, что денег там нет.
В свое время крепостного Тараса Шевченко за его талант выкупили из неволи и дали ему возможность выучиться в Академии искусств. Другой украинский крепостной Тропинин за свой талант получил возможность стать живописцем. Наши дети не крепостные, но далеко не каждая семья может обеспечить юное дарование красками, кистями, холстами, подрамниками, этюдником, рамами, если только один лист акварельной бумаги стоит 6 гривен. Потребность в художественных материалах для обучения часто превышает месячный заработок семьи. Много ли детей сможет продолжить свое обучение в такой ситуации? Учителя (чудесный педагогический коллектив, возглавляемый Е.Авраменко) в воспитании руководствуются самыми высокими духовными ценностями. Именно поэтому они не ориентируют учеников на продажу их работ. Это неминуемо привело бы к искривлению чувствительной детской психологии: художник переродился бы в ремесленника, который работает только на нужды сегодняшнего дня и на вкус тех, кто может покупать. Но неужели они, эти богатые с украинским менталитетом, так равнодушны к искусству? Нет. Символом национального сознания возвращается к нам Николай Терещенко - промышленник и меценат. Плоть от плоти своего народа, он вырос в бедности и работал всю жизнь. Накопленный им капитал использовался на благо людям - и не только в четырех самых лучших украинских музеях, созданных на основе коллекции его семьи, - законы страны, в которой он жил и работал, этому содействовали. Николай Терещенко был удостоен дворянства, награжден орденами Станислава III и I степени, Святого Владимира III и I степени, Анны I степени и особо почетным орденом Белого Орла - за величие духа. Один из немногих наших соотечественников, он стал кавалером ордена Почетного легиона Франции.
Может, и надеются наши современные предприниматели получить какую-то иностранную награду в тех государствах, куда они вкладывают свои капиталы, но на свой родной украинский орден или благодарность за благотворительность наверняка уже не рассчитывают. И хоть многие из них хотели бы унаследовать пример Терещенко, но нелегко у нас стать меценатом... С большим трудом прошел в первом чтении проект закона «О благотворительности и благотворительных организациях». И почему-то показалось, что не против недоработок проекта, а против самой идеи закона были многие законодатели. Предложенный на рассмотрение законопроект предусматривает контроль за деятельностью благотворительных организаций, при этом странно выглядит, что льготы в налогообложении распространяются на благотворительные фонды, а меценаты, так же, как и предприятия, зарабатывающие деньги и жертвующие их с благотворительной целью, этих льгот в соответствии с проектом закона лишены. Моральные стимулы для благотворительности в нем тоже отсутствуют.
Мы живем на земле, которая была колыбелью одной из самых древних культур в мире - трипольской культуры. Но так сложилось, что с нашими достижениями в культурной сфере мировому сообществу еще только предстоит познакомиться. Украинские творческие деятели вошли в когорту известнейших имен в истории искусств как российские или советские представители. Сейчас они пополняют мировую сокровищницу как канадские, американские, австралийские художники, музыканты, певцы. Так, славой России стали Левицкий, Боровиковский, Тропинин, Куинджи, Ге, Врубель, славой Франции - Серж Лифарь, славой Канады - Мыкола Бидняк, а в «Полной энциклопедии выдающихся произведений искусства», изданной два года тому в Париже - Риме, украинское искусство не представлено вообще.
Пока в основном лишь Чернобылем и ракетами Украина входит в мир. В настоящий момент одним законопроектом предполагается государственное финансирование «реставрации и сохранения памятников истории и культуры, собранных на радиоактивно загрязненных территориях, создание музейных экспозиций» на сумму почти в миллион гривен!
...А в государственной средней художественной школе для особоодаренных детей со всей Украины нет даже столовой. И при существующем отношении к благотворительности что-то не находится меценатов...