НАВАЖДЕНИЕ ТАЛАНТА

16 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 31, 16 августа-23 августа 2002г.
Отправить
Отправить

В Харьковском художественном музее прошла первая персональная выставка Кости Зоркина, 16-летнего выпускника художественной школы им...

В Харьковском художественном музее прошла первая персональная выставка Кости Зоркина, 16-летнего выпускника художественной школы им. Репина. Он назвал ее «Наваждение» и представил на суд зрителя более 60 работ — графика, смешанная техника, инсталляция, живопись — малую часть того, что было сделано за последние полгода. Честно признаться, я давным-давно не видела, чтобы на художественную выставку шел такой поток неорганизованных тинейджеров. И уж совсем удивительно, что без каких-либо указаний они заполнили своим неустановившимся почерком целую тетрадь восторженных отзывов.

Это взрыв атомной бомбы!

…Кем и когда был установлен жизнерадостный и умилительный стандарт для образцов детского творчества — что-то вроде старой песенки про «оранжевое небо, оранжевое солнце, оранжевую маму и оранжевого меня»? Неизвестно. Жив, однако, он и поныне, несмотря на все реалии нашей нынешней жизни — взрослые вообще склонны обманываться насчет младшего поколения.

Эта выставка ясноглазого шестнадцатилетнего мальчика застала взрослых врасплох. Уже названия серий и отдельных работ говорят сами за себя: «Любовь уродов», «Мороки», «Маленькие люди», «Срыв», «Автопортрет с порезанной губой», «Крыс», «Голод», «Ночное самокопание», «Русалка», «Безысходность»… Судя по записям в книге отзывов, большинство взрослых были шокированы и даже пытались «перепрограммировать» юного художника, обратить его внимание на, как говорится, светлые стороны жизни.

— Улыбнись! — не то просили, не то командовали одни.

— Пусть в твоей спальне будет четыре окна. В одном виден солнечный лес, в другом — синий океан, в третьем — зеленые горы, в четвертом распахивается поле. И пусть твоя дума вдохновляется только этими видами, — сочувствуя, желали другие.

И только один написал: «У нашей страны есть будущее, если есть мальчики, которые честно смотрят на жизнь».

Зато сверстники выразили полное понимание и поддержку.

— Ты нарисовал реальную жизнь реальных людей, правду о них.

— Эта выставка — взрыв атомной бомбы. Классно!

— Костя, ты молодец. Все так думают, но боятся выразить.

— Пусть в этом мире, где нас окружают разочарование и отчаяние, ты будешь глотком чистого воздуха.

— Ты просто святой!

— Таких, как ты, должно быть больше! Мы тебя любим!

Интересно, а что бы написали вы, если бы увидели изображение свернувшегося калачиком человека на коврике в коридоре с подписью «Пес»? Или работу «Голод», где из спрессованной толпы истощенных до крайности людей поднимается одна рука, чтобы схватить летящую бабочку? Или картину «Срыв», где у человека изо рта высовывается рука и ее пальцы уходят глубоко в глазницы? Или инсталляцию «Слоник», где изображение доброго грустного животного вжато в грубую раму из пенопласта да еще и окружено остриями настоящих гвоздей?

Причем все эти работы нарисованы быстрой, летящей рукой, без тени неуверенности или ученичества, так просто, как будто Костя Зоркин не прилагал никаких усилий. Да и материал шел в ход любой — ватман так ватман, оберточная бумага, даже листики в школьную клеточку. А возле рисунка стихи — Хармса, Хлебникова, раннего Маяковского. В результате получалась экспрессия такого накала, что хотелось броситься кого-то спасать. И бросился бы немедленно, да непонятно, кого именно спасать — то ли юного художника от нестерпимой остроты существования, то ли себя от потери такой остроты чувств?

Искусствоведы обратили внимание на Костю еще в прошлом году, когда в Харьковском художественном музее проходила выставка батика «Песня без слов» выпускников художественной школы №2. Он разработал для этой выставки оригинальный пригласительный билет, потом блестяще выполнил дизайн «Запрошення» для детского фестиваля «Харьков — город добрых надежд», дипломантом которого стал. И вот — персональная выставка.

— Уже сегодня очевидно, что Константин Зоркин ярко выделяется своим творческим темпераментом, индивидуальностью, ассоциативностью мышления, разнообразием тем и экспериментальным подходом к различным техникам исполнения, — говорит научный сотрудник Харьковского художественного музея Ирина Николаевна Сиделева. — Да, его рисунки гротескны и ироничны, они суммируют в уродливых ситуациях и неприветливых лицах множество людских грехов, но в них все-таки просматривается желание автора противостоять неблагополучию жизни. Шестнадцатилетний художник инстинктивно стремится к гармонии и счастью из желания выстоять и победить.

Счастье — слишком абстрактно

— Костя, когда ты начал рисовать?

— Не помню. Наверное, в раннем детстве. Мне кажется, я рисовал всегда. Правда, долго не хотел идти в художественную школу, мне не хотелось, чтобы меня кто-то учил рисовать.

— Многие отмечали мрачность твоих работ. Откуда она?

— По-разному. Где-то я специально заостряю. Где-то не контролирую фантазию, работаю на подсознании. Вообще-то в жизни я веселый человек. Рисую обычно ночью, когда темно, холодно, мороки… Все мои графические работы создавались зимой, когда я болел. Тяжело бывает абсолютно всем людям, я просто умею изливать это в картинах и мне сразу становится легче. Сейчас искренних людей мало. У многих на уме только деньги, а на лицах из-за этого у них — маски. Да и к тому же как изобразить счастье? Оно слишком абстрактно, чтобы его изображать.

— Ты веришь в Бога?

— Мне ближе язычество. Оно полно жизни. У меня есть разные вещи — обереги, я в них верю. Я верю в домовых, в леших, в потусторонние силы, в ночные страшные мороки. Мне ближе обожествление сил природы. Природу перестали обожествлять, о ней сейчас забыли, поэтому такое и происходит с миром.

— Может быть, миру нужны герои?

— Да, герои — это те люди, которые меняют мир в лучшую сторону. Они есть и сейчас, но их мало, их всегда мало. Героем, на мой взгляд, был Пикассо, он так много дал миру.

— В каком порядке ты бы поставил: умный, сильный, красивый…

— Внешность много значит. Многое определяется по глазам, по рукам. Вы видели, в моих работах везде есть руки? Я свои руки очень люблю. Одежда тоже определяет человека. Я, например, богато одетых людей не люблю. Так что сначала видишь лицо, руки и одежду, а потом уже начинаешь разбираться, умный он или нет.

— А как ты относишься к неудачникам? Сейчас модно быть успешным.

— Я сочувствую неудачникам. Особенно, когда у человека нет денег, когда он не может устроиться на хорошую работу, не может получить образование, когда он понимает, что у него что-то не получается не по его вине. У меня есть знакомый Сергей Морозов, по прозвищу Крыс — он работает грузчиком, в пункте приема бутылок таскает ящики. Работа очень тяжелая, у меня еле хватило сил загрузить грузовик. Но он пишет стихи…

— Что в твоем представлении есть красота?

— Красота есть во всем!

— А что самое уродливое?

— …Это нужно видеть, чтобы понять.

— Ты в этом году заканчиваешь одиннадцатилетку. Тебе нравилось учиться в школе?

— Нет. Многие мои работы были связаны с уроками. Помните «Срыв»? Я делал геометрию и начал рисовать руку, торчащую изо рта. Пальцы в глазницах. Когда я это нарисовал, у меня было такое ощущение абсолютного счастья, что забыл об уроках. Лег в три часа ночи. В школу пришел разбитый. У меня вообще такая система — рисовать ночью, когда ничто не мешает сосредоточиться. Я заканчиваю новую работу, кладу ее на пол маме в комнату, чтобы она утром проснулась и оценила. Мама — мой главный критик. Она по профессии инженер-экономист, но человек творческий. По знаку зодиака мы с ней Львы.

— Что для тебя рисование?

— Для меня это все. Я надеюсь, что буду заниматься этим всегда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК