НАЦИОНАЛ-ЭРОТИКОН

Поделиться
«Мужчина должен принимать желанную женщину в красивом жилище, украшенном цветами и наполненном ч...

«Мужчина должен принимать желанную женщину в красивом жилище, украшенном цветами и наполненном чудесными ароматами… Они совершают омовение, усаживаются рядом, наслаждаются листьями бетеля, мужчина нежно втирает в ее тело сандаловую пасту… Затем он обнимает женщину и предлагает отведать напиток из своего бокала. Влюбленные наслаждаются соком кокоса, щербетом, манго и лимонами… любуются луной. Мужчина должен показывать ей планеты - Венеру, Марс либо Полярную Звезду… Когда он почувствует, что страсть переполняет женщину, следует перейти к сокровенным делам. «Это - «Камасутра», благая весть от индусского эроса с его тропической наивностью, изощренностью и технологизмом.

«Как тяжко мертвыми устами

Живым лобзаньям отвечать

И очи, полные слезами,

Улыбкой хладною встречать!

Измучась ревностью напрасной,

Уснув бесчувственной душой,

В объятиях подруги страстной

Как тяжко мыслить о другой!..

Когда так медленно, так нежно

Ты пьешь лобзания мои…(…)

Ах, русский, русский, для чего,

Не зная сердца твоего,

Тебе навек я предалася!»

А это голос с иного полюса культуры и с другой геошироты - нынешнего гениального именинника, А.С.Пушкина, давшего не единый образчик русской чувственности, всегда окрашенной сомненьем и чреватой трагическим исходом. От «Песни песней» и «Декамерона» до «Империи страсти» и «Основного инстинкта» эротика, как и кулинария, непременно специфичны в национальном отношении. Только кухня утверждает этнос «на уровне желудка», эрос же - на уровне сложившихся в культуре представлений об интимном. В связи с таким самоочевидным обстоятельством нас не может не посетить такое патриотическое соображение: а в чем же состоит наша, украинская, особенность в сфере эстетических эталонов сексуального? Независимость и суверенность украинской кухни - факт бесспорный, и борщ со щами еще никто не путал. А как там дела на амурной передовой?

На днях в киевском Доме кино состоялось событие, которое не впервой, но с новой силой поставило означенную проблему ребром. Здесь чествовали кинорежиссера Олега Бийму, который, как утверждают, создал украинский кинодекамерон - десятисерийный «Остров любви» - и, стало быть, является отечественным Бокаччо. Все было славно. Нарядный и симпатичный «виновник». Многолюдие в зале и громадный оркестр на сцене. Комплименты коллег и официальных лиц: «Подлинно национальный художник…» Чарующий вокал Ольги Басистюк и пенье дифирамбов друзьями: «Ты, Олег, такой безмерно эротичный»… В паузах - отрывки из «Острова любви», который уже знаком телезрителям и нового, прошлогоднего фильма «Страсть». Вспоминаю фильмы целиком - обнаженной натуры в кадре, да, хватает. Готов согласиться с прозвучавшей в тот вечер хвалой: «Режиссер открыл много молодых дарований». Действительно, многие максимально открыты взору, но разве «завалить» кадр телесными прелестями, значит, создать в нем эротическую атмосферу? И впрямь, почти все обнаженное и любовное подается на фоне чего-то национального: то «садок вишневий коло хати», то водопад в Карпатах. Если герои сбрасывают сорочки, будьте покойны, это вышиванки. Наготу национально идентифицировать непросто (не по физическим же параметрам!), а других примет вроде и не остается. Ибо главные, на мой взгляд, истребители и «эроса», и «этноса» в фильмах Биймы - театральность, отсутствие постановочной изобретательности в деталях и как бы общей неформальной увлеченности избранным «предметом» и в кадре, и за кадром. Так, в «Страсти», помнится, пышная дева, уже стеная в объятиях милого, так и зыркает по сторонам глазами. Не верю этой страсти и сюжетному любовнику не советовал бы. Если «эротика» - это переживание чувственной свободы по некоему эстетическому поводу, то «острова любви» Биймы попросту необитаемы. Все, включая автора, выглядят стесненными, закрепощенными неким внешним заданием. Будто чему-то хотят соответствовать. Только К.Степанков и В.Романюк отчаянно смелы, но к эротике это не имеет никакого отношения.

А было ли в наших краях нечто лучшее с тех памятных горбачевских времен, когда невозможное стало возможным? Литературно-иллюстрированный журнал «Лель» с его «соромицькими» текстами и картинками как нельзя более убедительно засвидетельствовал: скабрезность - не эротика. Уместно здесь помянуть в полном виде расхожую вольтеровскую фразу из письма Х.Уолполу: «Все жанры хороши, кроме скучного. Но грубость, сударь, не жанр».

А потом случились «Полевые исследования украинского секса» Оксаны Забужко, обретшие реноме национал-эротического хита. По американским лекалам скроенный и раскрученный конспект интимной нескладухи автора венчал как бы сугубо национальный концепт. Дескать, все мы, украинцы, к свободной любови негожи, ибо отягощены ментальной травмой. Можно завидовать уверенности писательницы в том, что личный опыт представляется столь репрезентативным и в национальном плане и чисто по-женски, но эротическим ее творенье обозвали зазря. Впрочем, как и философским. Как говорится, здесь простыни не смяты. Аналогичный по происхождению рекламно-виртуальный образ национальной сексуальности и эротичности был сотворен и на телеэкране «на базе» обольстительной Русланы Писанки. Примечательно, что рядом ни с одним женским «секс-символом» страны пока не видать и тени кого-либо из якобы покоренных толп мужчин. Какая-то однополая и самодостаточная секс-символика получается. Впрочем, дело не в «форме кожи», как выражаются феминистки, а в состоянии духа. Отсутствие эротического вдохновения, полагаю, следствие утраты энтузиазма социального. Идеологический заказ на «новую духовность» не в счет. В свое время театральный режиссер М.Бильченко в спектакле «И сказал «б»…» весьма едко спародировал тогда только наметившуюся тенденцию к искусственному конструированию украинского национал-эротикона. И вот поди ж ты, фривольное постмодернистское пророчество сбылось до мелочей. Сегодня на украинском ТВ самым искренним и волнующим персонажем выглядит вполне космополитичная Джулия из «Эродрома» (УТ-1). Говорит она, правда, на государственном языке, зато все остальное - от природы, не считая немногого из импортного белья.

Итак, все как бы у нас на месте и в наличии: «Писанка - в телекадре, бестселлер О.Забужко - на прилавках, «бюстселлеры» О.Биймы - в золотом кинофонде. Но шалун, пернатый Эрот, как кажется, хамски безразличен к нашим музам. Ни одного прямого попадания в сердце. Святое дело культурного возрождения на почве чувственного возбуждения топчется на месте. В том самом исходном фольклорном пункте, который еще предки воспели в песне: «Вона його цілує, а він їсть пироги…». Такая вот «камасутра» получается…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме