Наталья Ворожбит: "Жанры нашей жизни не разгребет даже Аристотель"

Поделиться
Наталья Ворожбит:  "Жанры нашей жизни не разгребет даже Аристотель"
Наш известный драматург Наталья Ворожбит недавно вернулась из Магдебурга, где состоялась успешная премьера спектакля "Вий" по ее пьесе (режиссер Максим Голенко). А уже в середине июня в Киеве, в пространстве киевского Театра на Липках, развернется ее проект "Класс Акт", в котором будут задействованы дети с Запада и Востока Украины.

Наш известный драматург Наталья Ворожбит недавно вернулась из Магдебурга, где состоялась успешная премьера спектакля "Вий" по ее пьесе (режиссер Максим Голенко). А уже в середине июня в Киеве, в пространстве киевского Театра на Липках, развернется ее проект "Класс Акт", в котором будут задействованы дети с Запада и Востока Украины. Детей объединит общая цель - создать маленькие пьесы, чтобы со временем адаптировать их в большой драматургический коллаж. И, конечно, реализовать это творчество на столичной сцене при участии известных режиссеров и актеров.

Честно говоря, не представляю, как она все успевает, ведь ко всему - еще и активная работа в "Театре переселенца", а также сценарии к двум потенциально громким прокатным кинопроектам: "Киборги" и "Ворошиловград" (последний по мотивам произведения Сергея Жадана).

- Наталья, очевидно, сначала поговорим о неизвестном многим нашим театралам формате - "Класс Акт". Как он появился в твоей жизни? И где ты впервые увидела такую импрезу?

- В свое время Никола Маккартни, шотландский драматург и режиссер, приехала в Тольятти и вместе с моими коллегами-драматургами (Левановым, Дурненковыми, Клавдиевым) провела там первый "Класс Акт" в РФ. Они рассказывали об этом с восторгом. Никола продолжала реализовывать проект.

На один из них пригласили и меня: он назывался "Класс мира". Я несколько лет принимала в нем участие, работала с детьми-инвалидами.

Затем проводила его вместе с Николой - в "Школе театрального лидера".

Потом сама провела "Класс Акт" в Школе-студии МХТ с актерским курсом Дмитрия Брусникина. Собственно, этот проект можно делать с людьми любого возраста.

- Значит, в июне будет первая попытка "Класс Акта" в Украине?

- Давно мечтали с Николой Маккартни провести "Класс Акт" именно в Украине. И теперь мечта начинает воплощаться. Вполне закономерно родилась концепция - работать с подростками из зоны АТО и Западной Украины.

Сначала мы с группой коллег поехали в Попасную Луганской области (где работали в школе №1), затем - в Нововолынск Волынской области (там работали в школе №2).

В результате подростки написали тексты. Прочитав их, мы отобрали по 10 талантливых детей из каждого города...

- Что можешь сказать об этих детях? Как они отнеслись к вашей идее? Не насторожила ли кого-то такая форма соревнования - между Востоком и Западом?

- Дети с большим энтузиазмом отнеслись к нашей идее. Старались все. Но отобрать должны были 20 талантливых... Поверь, это был невероятно сложный выбор.

Среди написанных ими работ были талантливые, и автобиографические, преисполненные болью нашей современной истории. Мимо них невозможно пройти. Мы отдавали предпочтение именно таким текстам.

- А о чем пишут эти дети, наши маленькие драматурги, в своих мини-пьесах?

- Были там и жалобы на родителей, и сетование на сложную семейную ситуацию. Была одна история о погибшем отце.

А была и такая тема - "Приключение, о котором я не расскажу родителям". Просто страшно читать, как половина детей ходит гулять на разные "заброшки" и кладбища, где чрезвычайно опасно: можно сорваться с высоты, встретить плохих людей.

Один мальчик написал, как они что-то тяжелое бросили с крыши дома и покалечили женщину. Испугавшись, убежали, а потом этот мальчик вернулся и видел, что приехала "скорая", у женщины была сломана нога.

Он никому об этом не рассказывал, но воспоминания очень-очень его мучают...

- Значит, ты работаешь эдаким детским психотерапевтом, выявляя скрытые комплексы и скелеты в маленьких детских шкафах... Собственно, кто будет работать с детьми в Киеве, когда они уже будут создавать свои пьесы и свой спектакль?

- К участию в "Класс Акте" привлекаем лучших украинских актеров и режиссеров. Среди них - Ирма Витовская, Римма Зюбина, Стас Жирков, Тамара Трунова. Они уже дали согласие.

Знаешь, в Британии считается за честь участвовать в подобных проектах. Звезды играют в пьесах, написанных подростками. Надеюсь, что так будет и у нас.

Это проект не одноразовый. Планируем заниматься им и в дальнейшем. Хотим объединять в такой творческой среде детей из разных регионов Украины, а также работать с детьми из Киева.

- Что можешь хотя бы коротко рассказать о двух громких кинопроектах, над которыми работаешь? Конечно, понимаю, что не все детали сейчас уместно разглашать.

- Сценарий "Киборги" закончила еще прошлой осенью, а на днях - сценарий "Ворошиловград" по роману Сергея Жадана. "Киборгов" будет снимать режиссер и замечательный актер Ахтем Сейтаблаев. Съемки планируются на осенне-зимний период. Сценарий не имеет никакого отношения к роману Лойка. Эта история основывается на моих интервью с военными, защищавшими Донецкий аэропорт.

- А кто режиссер "Ворошиловграда"?

- "Ворошиловоград" будет снимать Ярослав Лодыгин. Съемки начнутся только в следующем году. Этот роман о довоенном Донбассе. Получается, что уже несколько лет через свою творческую работу изучаю Донбасс...

- В продолжение украинской драмы, связанной с Донбассом, вот о чем спрошу: какой "жанр", по твоему мнению, переживает сегодня такая замечательная пьеса, как "Украина"? Драма, трагедия, патетическая соната, трагикомедия, трагифарс?.. Если вспомнить хотя бы последние сюжеты - Джамала победила, Надя вернулась, коррупция стабилизировалась, кощунство приспособилось, люди гибнут...

- Ну, наверное, все эти жанры, которые ты образно определил, присутствуют в разных сферах в разных пропорциях. Где-то - сплошная трагедия, а где-то - полнейший фарс.

Но в основном все так намешано, что никакой Аристотель не разгребет.

Знаешь, времена, когда легко можно было определить жанр той или иной пьесы, давно прошли. То же самое и в жизни. Более драматичное время, чем сегодня, даже трудно представить. Драматургам точно будет что делать в ближайшие 70 лет, т.е. отрефлексировать все это.

Хотя лучше бы мы все "мыло" писали для ТВ, чем такие страшные жертвы и такие трагические потери...

- Если говорить о тех, кто впоследствии (возможно) напишет честные и талантливые пьесы о нынешнем времени, то кто, на твой взгляд, среди драматургов, разумеется, молодых, заслуживает внимания режиссеров, художественных руководителей? Не просто так об этом спрашиваю, но еще и потому, что и ты среди кураторов мероприятий, поддерживающих молодых драматургов?

- Мне нравятся пьесы Наталии Блок, Людмилы Тимошенко, Оксаны Савченко, Максима Черныша, Виталия Ченского, Дена и Яны Гуменных, Насти Косодий, Веры Маковей, Тани Киценко, Эльвина Рзаева. Наверняка кого-то забыла? Извините!

Просто рекомендую режиссерам читать-искать.

Сегодня через соцсети довольно легко найти любого автора, и даже если не понравится какая-то конкретная пьеса, можно почувствовать своего автора и договориться с ним о сотрудничестве.

Сейчас время, когда грань между автором и режиссером часто стирается, и можно делать необыкновенно интересные вещи вместе.

- Какая из твоих собственных пьес, сугубо на твой взгляд, нашла идеальное режиссерское воплощение на сцене? Даже не важно, где - в Украине, на Западе, в РФ?

- Мне понравилось, как поставил "Зернохранилище" Майкл Бойд в Королевском Шекспировском театре. Люблю "Квітку Будяк" в постановке Станислава Моисееву. Несколько лет назад Максим Голенко поставил "Вия" в Киеве. И получился такой театральный хит, который не сразу оценили все критики. Но на шоу-кейс приехали европейские эксперты и отметили это представление как одно из лучших со всего, что они видели. Благодаря этому Максима пригласили ставить "Вия" в Магдебурге. Я была на премьере, очень сильно получилось.

- Как немцы восприняли украинского "Вия": украинский миф, украинский микс и отчасти украинский абсурд?

- Немцы искренне поражены уровнем этой работы. Я и сама смотрела спектакль в Магдебурге словно их глазами - и понимала, что получили крутого режиссера, и есть для кого
писать.

- Ты продолжаешь активно работать в "Театре переселенца", который открыл много социальных и болезненных тем нашего настоящего. Каких тем и каких сюжетов ждать в дальнейшем в этом же формате?

- В новом сезоне планируем больше ставить современную украинскую драматургию. Уменьшим упор на документальных спектаклях. Хотя работать в этом направлении не перестанем, поскольку есть долгосрочные проекты, такие как "Дети и военные", например.

Планируем образовательную программу. Хотим открыть "Институт драмы", где можно было бы работать в разных направлениях, ставить пьесы, учиться, делать социально-театральные, документальные проекты.

- Если откровенно, то есть люди, которым "Театр переселенца" неплохо помог непосредственно - в жизни…

- Мне тяжело говорить о существенных изменениях в жизни того или иного человека, который был причастен к "Театру переселенца". Знаю только, что благодаря работе в нашем театре наши переселенцы очень сблизились, они стали друзьями, создали общие проекты и получили возможность реализоваться. "Театр переселенца" стал для них неким клубом.

Конечно, жаль, что у нас нет постоянного места обитания… Тогда бы результаты нашей работы были более очевидными.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 2
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Юрий Луговской
30 Декабря 2018, 09:30
Ответ на риторические вопросы автора давно известен. Лет 250 А.С. Пушкин оставил нам строки по этому поводу (в моем понимании) Поэтом, ученым, .... можешь ты не быть, но ГРАЖДАНИНОМ быть обязан. Уже не первый год задаю этот вопрос себе и сотрудникам НАНУ в Академгородке - почему Пушкин это написал?. Мой ответ - иначе ты не будешь поэтом, ученым,..., а будешь просто человеком - био-социальным существом, рабом стихий . Поразительно , но факт - по моим наблюдениям наименьшее число ГРАЖДАН проявляется среди юристов - наиболее подготовленных специалистов в области теории государства и права.
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме