Этим летом украинских меломанов согрела приятная новость. Престижный грант правительства Италии выиграл молодой украинский баритон Петр Остапенко. Что дает ему уникальную возможность пройти двухгодичную стажировку в Академии театра "Ла Скала".
По условиям состязаний, кандидаты в "Ла Скала" должны быть младше 29 лет, иметь диплом специалиста или магистра. Наш голос уже проявил себя в киевском театре оперетты, где занят во многих постановках.
Исполнитель прошел четыре отборочных тура - кастинг в Киеве, затем три тура в Милане. Жюри - очень строгое. Второй и третий этап прослушиваний проходили на сцене всемирно известного театра. Претенденты должны были исполнить восемь произведений - шесть арий и два романса. Наш певец выбрал арию графа ди Луна из "Трубадура" и Джузеппе Верди комическую арию Заики из оперы Масканьи "Маски".
Хорошо, что правительство Италии так благородно заботится об украинских певцах. Например, нашему счастливчику светит стипендия, на которую можно прожить в Милане. Хотя кризис - он и в Италии кризис. И руководство Академии, якобы, решило взымать плату за обучение. А это уже проблема.
ZN.UA певец рассказал о своем учителе - выдающемся украинском певце Анатолии Мокренко и поделился соображениями относительно режиссерского радикализма в постановках классических опер.
- Петр, с ноября у вас начинается новый этап в жизни - стажировка в престижном "Ла Скала". Есть уже предварительные наметки на будущее? Хотите остаться в Италии? Или собираетесь возвращаться обратно в Украину?
- Два года - слишком большой срок, чтобы что-то загадывать и заглядывать в будущее. Хотелось бы работать и в Украине, и за границей. Впрочем, так работают многие украинские исполнители… Уезжать из Украины не хочу.
Пока у меня было лишь две гастрольные поездки - это Бухарестский оперный театр, куда мы с Театром оперетты возили "Цыганского барона", где я исполнял партию Оттокара.
А вторая - фестиваль во Вроцлаве, в котором я принимал участие.
- Какие всемирно известные баритоны служат вам источником вдохновения, чьи записи вы готовы слушать для самообразования и удовольствия?
- Чаще всего слушаю советского баритона Павла Лисициана. Он мой кумир, мой педагог, он - как настольная книга. Тоже лирический баритон, как и я. Знаю, что Лисициан - один из первых советских исполнителей, выступавший в Америке. Часто слушаю его перед концертами, чтобы "настроиться".
- В Национальной музыкальной академии Украины вы учились в классе Анатолия Мокренко, нашего знаменитого исполнителя. Что он дал вам как педагог, как человек? Говорят, он очень скромный, но всегда творчески сосредоточен.
- Анатолий Юрьевич Мокренко человек - в хорошем смысле старых моральных устоев. И мне это очень импонирует. Он не только мой педагог в профессии, он еще и учитель жизни. От творческого и человеческого общения с ним я стал более наполненным, а в плане музыки именно он открыл для меня все разнообразие музыкальных красок…
В этом году Анатолий Юрьевич отпраздновал 80-летний юбилей. Своему учителю я одному из первых сказал о том, что выиграл конкурс и буду два года стажироваться в Академии театра "Ла Скала". Он горячо меня поздравил.
- А что вам импонирует в его исполнительской манере?
- Он всегда выкладывался максимально на сцене. Будь в зале два зрителя-слушателя или тысяча… В любом случае он работал на все 100%. Пытаюсь следовать этому принципу. Считаю, что это задача любого актера: никогда не работать в полноги, а всегда на максимуме.
- Какие произведения слушали в его исполнении?
- Не раз смотрел фильм-оперу режиссёра Олега Биймы "Лючия ди Ламмермур", снятый Украинской студией телевизионных фильмов в 1980 году. Партию Генриха исполняет Анатолий Мокренко, а Лючии - Евгения Мирошниченко. Это - легенды украинского искусства.
Есть телефильм-опера "Фауст", снятый в 1982 году… Но там Анатолий Юрьевич лишь поет партию Валентина, а в кадре актер Ааре Лаанеметс. Также прослушал в его исполнении множество украинских народных песен. У меня есть диск песен Александра Билаша в исполнении Анатолия Мокренко. Знаю, что они были знакомы и композитор специально для него писал свои произведения.
- Как вам кажется, нужны ли сегодня украинскому музыкальному театру молодые артисты, сильные голоса? Если многие, увы, не находят здесь себе места.
- Исполнительские таланты Украине всегда нужны. Ведь у нас искусство развивается гораздо медленнее, нежели в Европе. Также в Украине остается еще устаревшая советская система репертуарных театров. И, считаю, что нам обязательно нужно переходить на контрактную систему, в той же Европе всю работу менеджера выполняет оперный агент - он помогает исполнителям заключать хорошие контракты с театрами.
А у нас даже такого понятия нет. Хотя это самая выгодная система работы бизнеса, если так можно назвать оперное искусство.
- У вас есть свой агент?
- У меня пока нет агента. Я в ноябре отбываю на учебу в Италию. Кстати, со второго курса студенты имеют право участвовать в спектаклях театра Ла Скала.
- А чувствуете ли вы свою нужность и востребованность дома?
- С 2010-го работаю артистом-вокалистом Киевского национального академического театра оперетты. Дебютировал в небольшой роли Франсуа в спектакле "Званый ужин с итальянцами" Ж. Оффенбаха. Исполнил также партии Фредди ("Моя прекрасная леди" Ф. Лоу), Принца Эрика ("Белоснежка и семь гномов" В. Домшинского), Блинда ("Летучая мышь" И. Штрауса), Оттокара, слуги Зупана ("Цыганский барон" И. Штрауса).
Финансово, конечно, это не дает большого дохода. Искусство в Украине вообще не очень высокооплачиваемая профессия. Но так как скоро учеба, несколько месяцев планирую проработать в театре.
- Вспомните свои первые профессиональные шаги? Что стало толчком для того, чтобы вы решили связать свою жизнь с музыкой?
- С детства мне нравилось петь. Но вокальное искусство подразумевает сформированность голосового аппарата. Нельзя лет в восемь петь уже хорошо поставленным голосом. Знаю, что многие оперные исполнители начинают с эстрады, но я не шел по этому пути. Моя мама хорошо поет, но как аматор, закончила лишь музыкальную школу.
Помню, она играла на фортепиано, а я подпевал.
- Часто ли посещаете музыкальные премьеры в Украине?
- Часто попадал на предпремьерные показы. Ведь билеты на премьеру - недешевые, а я еще студент, в театре Оперетты работаю по совместительству и не претендую на высокие ставки.
И вообще хорошо слушать-смотреть спектакль, когда он уже устоялся, сыгран несколько раз. А на премьере, как правило, все нервничают. Мне вообще импонируют жанры, где есть хеппи-энд. Оперетта в этом отношении хороший жанр. Там всегда праздник.
- Смотрите ли музыкальные постановки на телеканале "Меццо"? Какие из них вам особенно понравились?
- Нахожу записи в Интернете. Из последних записей смотрел "Бал-маскарад" Верди в туринском театре Реджио. В спектакле поет наша Оксана Дыка. Интересная современная постановка...
- А как воспринимаете новую радикальную оперную режиссуру, когда постановщики не щадят эпоху и оригинал?
- Любая постановка имеет право на жизнь, если зрителю это интересно. И исполнитель, соглашаясь на роль, заранее знает, в чем он будет участвовать.
Я не принимаю чересчур кардинальных постановок, когда не просто изменяют сюжет, эпоху, а когда переходят некие моральные рамки.