Конец века — всегда проблемы. Вспомните восемнадцатый, девятнадцатый — все какие-то катаклизмы, предчувствие великих свершений, исчерпанность процессов. И двадцатый ничем не отличается, та же картина. И нагляднее всего она наблюдается при некоем подведении итогов. 27 марта в Международный день театра киевское театральное братство подводило итоги сезона-99, происходила церемония вручения театральной премии «Киевская Пектораль».
Придуманная и запущенная в жизнь Киевским отделением CТД эта премия вручалась в восьмой раз. Любое событие, происходящее ежегодно, приобретает определенные стереотипы, что естественно и понятно. Так же понятно стремление организаторов праздника их сломать или хотя бы изменить. Прощание со старым началось вне стен театра им.И.Франко, где проходила церемония. На площади перед театром грандиозным шествием актеров Экспериментального театра, традиционно на ходулях, было условно показано жанровое разнообразие минувшего театрального сезона. Апофеозом действа стало сожжение свитка с надписью «Пектораль-98». Момент символичный, хотя до боли неоднозначный. Но в общем, с прошлым распрощались.
Потом опять все пошло по-старому, самое приятное из атавизмов прошлого — шумная театральная тусовка с множественными возгласами поздравлений с этим особенным праздником — Днем театра. Из главных новшеств — новый вид Пекторали, выполненной художником Л.Гуком. Если старая награда имела вид бутафорской древности и носить ее победителям предлагалось преимущественно на шее, новая — образец современного дизайна, блестит, как золотая, и на подставке. Так что счастливый обладатель может поставить ее на свой гримерный столик на зависть коллегам. Новая жизнь премии продолжила свое течение старым руслом. Формы церемонии не изменились, правда, режиссер О.Марцинив попытался сделать ее более аскетичной и строгой по сравнению с предыдущими. Никаких тебе пьедесталов со вспышками света, царственных кресел для номинантов, — скромная, обтянутая зеленым сукном возвышенность. Встал на нее на минутку, возвысился над всеми на 10 сантиметров, получил награду и освобождай место. Можешь еще посмотреть подарок, который подготовили для тебя те, кому Пектораль не светит, потому что они люди не театральные. Поэтому концертные поздравления номинантам превратились в сплошной конкурс бальных танцев, балетных номеров и экзерсисов эстрадных исполнителей. Вообще, людей театра в этот день решили освободить от торжественно-подсобной работы, как-то: вскрывать конверты, провозглашать имена победителей, поздравлять их, даже вести церемонию, — повезло лишь Ольге Сумской. Все это делали представители соседствующих муз — художники, композиторы, писатели, кинематографисты. Этим устроители праздника, очевидно, хотели закрепить братство всех художественных муз, но все же в День театра логичнее было бы отдать предпочтение служителям Мельпомены. Хорошо еще, что не забыли раздать звания и награды, этими самыми приятными минутами вечер и начался.
Но когда же о главном, думает заскучавший читатель. Так же скучали и присутствовавшие в зале, ожидая того же, но только после награждения всех номинантов серебряными дипломами, и после антракта пришло время определения победителей. Второй год система их определения состоит из двух решений — мнения экспертной группы и мнения жюри. Нынешний перечень номинантов оставил удручающее впечатление. Никогда раньше не было ничего подобного, вот уж точно конец века, сплошной кризис, жюри сняло три номинации важнейших, без которых и театральный-то процесс может быть под вопросом. Не нашлось лучших среди режиссеров, женщин на роли второго плана и лишней оказалась номинация за лучшее пластическое решение. Что же это за картина годичного те- атрального процесса, в котором не оказалось таких важных звеньев? Как говорится, режиссеры могут отдыхать. За их дело взялись актеры и получается неплохо, раз А.Хостикоев получил две Пекторали — за режиссерский дебют в спектакле «Кин IV» (театр им.Франко), этот же спектакль признан лучшим в 1999 году. Мнения экспертов и членов жюри во многом не совпали. Может, институт экспертов — лишняя инстанция, если их предложения принимаются к сведению, но в расчет не берутся? Впрочем, объективность, тем более коллективная, представляется вещью совершенно абстрактной. Отсюда имеем то, что имеем. «Спектакль камерного театра» — «Эмма» (театр «Колесо»), «Спектакль для детей» — «Петя и Волк» (Музыкальный театр для детей и юношества), «Мужская роль» — Ю.Мажуга («Ревизор», театр им.Леси Украинки), «Женская роль» — Н.Сумская («Три сестры», театр им.Франко), «Мужская роль второго плана» — Д.Лаленков («Ревизор», театр им. Леси Украинки), «Сценография» — Ш.Абдусаламов («Три сестры», театр им.Франко), «Музыкальное оформление» — М.Чембержи («Эмма», театр «Колесо»), «Событие в культурной жизни города» — Е.Станкович («Викинги», Национальная опера).
Театрализованная финальная песня (содержание которой оптимистически сводилось к тому, что, мол, все мы актеры — частички Пекторали, жизнь длинна, ролей на всех хватит), обнадеживала, ведь впереди начало века. Под звуки этой песни в воздухе над головами артистов закружились разноцветные мыльные пузыри. Что бы это могло значить?