Интервью с директором студии Укртелефильм, кинодраматургом Леонидом Мужуком
- Леонид Петрович, мы с вами встречались почти год назад. Тогда было довольно сложное положение - Телерадиокомпания Украины реформировалась в Телерадиокомитет, началась реорганизация Национальной телекомпании, автономной частью которой является и Укртелефильм. Каково положение сейчас?
- Именно тогда началась кампания, целью которой было превращение нашей студии, лишив ее юридического статуса, в рядовое подразделение Телекомпании со вспомогательными функциями. Это грозило значительным сокращением финансирования. И конечно, в таком случае не могло быть и речи о создании игровых и документальных фильмов, вследствие чего - распад коллектива профессионалов, складывающегося десятилетиями. Конкретно приступили к реализации этого плана в мае прошлого года, в год 30-летнего юбилея Укртелефильма. И это несмотря на то, что профессионализм нашего коллектива возрос до определенных стандартов, когда мы с полным правом можем говорить о национальной школе создания телефильмов, об уникальности коллектива - единственного в своем роде в Украине. К своему юбилею мы подошли с многосерийными фильмами, ставшими уже известными зрителю, - «Украинская ночь-33», «Западня» и «Преступление со многими неизвестными». Два последних, созданные в тяжелейших условиях всеобщего экономического кризиса, были представлены на соискание Госпремии имени Т.Г.Шевченко. Не хочу брать на себя больше, нежели позволяет мне гражданская позиция, но то, что я наблюдаю в эфире, что происходит в областных телекомпаниях, лишенных тепла, электроэнергии, бензина и часто заработной платы для сотрудников - это почти банкротство. Мы выживаем только благодаря напряженной работе. Выживание - общая проблема, и не только для телевидения. Вот и задумались над тем, где еще можно сократиться. Но экономить за счет упразднения Укртелефильма - национального достояния, это же уму непостижимо! Да, это национальное достояние, потому что создавалось десятилетиями упорного творческого труда и это не просто группа специалистов, а сочетание необходимых свойств, позволяющих создавать телефильмы. Многие, даже богатые, страны не имеют такого уровня телепроизводства. Достаточно сказать, что в России, например, в прошлом году не выпущено ни одного телефильма, а Укртелефильм закончил съемки 25-серийного фильма «Роксолана» и 10 фильмов из сериала «Остров любви», а также сериал из четырех фильмов «Аквариум». Кстати, недавно прочитал в вашей газете статью некоего господина Березовского об украинском кинематографе. Я разделяю его точку зрения о ситуации вокруг киноискусства, но не могу согласиться с некоторыми сентенциями, в которых говорится о том, что надо ликвидировать все фильмопроизводства, в том числе и на Укртелефильме, а средства, собранные таким «большевистским» способом, отдать студии имени А.Довженко для производства художественных лент. Я считаю такой подход дилетантским, по-моему, это точка зрения человека, плохо представляющего, во что обходится лишь поддержание самой кинофабрики в рабочем состоянии и уж простите, совсем не знающего организацию производства на Укртелефильме. Чтобы было понятно, скажу лишь о том, что всех средств, отпускаемых нам на год, хватит лишь на то, чтобы снять один художественный фильм, да и то сомнительно...
- Как развивались события дальше? Предпринимались ли какие-то конкретные действия?
- Да, конечно. Пять месяцев во главе с неким кинорежиссером - фамилия, думаю, не важна - давшему согласие возглавить будущее творческо-производственное объединение, которое должно было «проглотить» Укртелефильм, изучали наше производство, ибо совершенно не знали нашей специфики. Они, мягко говоря, проявили полную беспомощность, им было трудно понять, как по существу из ничего делать телефильмы. И все это почти полугодовое изучение, что совсем немаловажно, происходило за счет Укртелефильма. Само собой разумеется, что во время деятельности комиссии произошла, скажем так, определенная организационная и творческая пауза - откладывались решения, дестабилизировалось производство... Не имея никакого опыта и почувствовав тяжесть ответственности за те телефильмы, которые надо было заканчивать, не имея никаких гарантий получения денег, они отступили. Почти полгода тянулась эта «пауза», и в конце концов пришло время что-то решать. Точку в этой неразберихе поставил руководитель Телерадиокомитета Зиновий Кулик. Он издал дополнение о частичном изменении приказа о реорганизации телевидения, изъял Укртелефильм из числа объектов, подлежащих сокращению. Я далек от того, чтобы кого-то критиковать, но все же необходимо сказать, что результат кампании в отношении Укртелефильма закономерен и свидетельствует о некомпетентности, непрофессиональности тех, кто брался за это дело, о неумении умно распоряжаться богатствами, которые имеет Украина. Трудная ситуация сложилась во всех бюджетных сферах, но только телевидение обладает уникальным влиянием на людей. Оно формирует микроклимат и климат в государстве, к несчастью, оно не востребовано в полной мере, отодвинуто от своих стратегических задач. Остается лишь поставить вечный вопрос: кому это выгодно?..