Украинский джаз «прибавил звук»... Недавние джазовые акции — выступление вокального секстета ManSound, который дал первый сольный джазовый концерт на сцене дворца «Украина», и фестиваль памяти Евгения Дергунова.
Нельзя сказать, что украинские джазовые артисты не поднимались на сцену «Украины» прежде... Например, играл здесь в тандеме с немецкой группой Shiller известный комбо-оркестр «РадиоБэнд» под управлением Александра Фокина. Но главной приманкой того выступления оставались немецкие гости. Сейчас же, на протяжении большого двухчасового марафона в центре внимания находились сугубо украинские музыканты.
То, что секстет ManSound хорошо знают на Западе и в России, не секрет. Не менее популярен он и на родине. Несколько раз в году коллектив дает концерты на киевских сценах. Дважды артисты проводили международные фестивали имени своего руководителя — Владимира Михновецкого, умершего три года назад. Под их «знамена» становились акапельные вокальные группы из России, Беларуси, Молдовы, Нидерландов, Германии, Польши и Украины. И всегда концерты проходили при полном аншлаге и бешеном успехе — велика любовь украинцев к пению, а к блестящей вокальной джазовой традиции такого уровня — вдвойне.
Снова в «Украине» звучали много раз проверенные хиты группы. Программа была тщательно продумана, что способствовало верному, неуклонному усилению ее драматургического напряжения. От хита к хиту артисты и публика все больше заводились. Великолепные аранжировки, божественные тутти, отдельные соло каждого и дуэты-трио на фоне аккомпанирующих товарищей — все радовало ухо и глаз. Первой кульминацией концерта стала песня «Полюшко-поле» о двух убитых молодых козаченьках. Здесь слушатели всегда испытывают катарсис. Немудрено — свое, родное. А вообще-то ребята прекрасно поют песни разных народов. В концерте прозвучали композиции на украинском, русском, идише, итальянском, португальском и, конечно же, на языке джаза — английском. Простые популярные шлягеры сменялись тонкими художественными обработками народных мелодий, стандартами-эвергринами, незамысловатые эстрадные песенки — изысканными, сложными в гармоническом и тональном планах продолжительными композициями. Перед исполнением русской народной песни «Эй, ухнем» смешно и актуально прозвучал постоянный слоган российских гастролей ребят: «Мы вам — джаз, а вы нам — газ».
В ManSound’е каждый имеет свое лицо, харизму. Владимир Трач — нежный лирик, поэтичнейшая душа. Юрий Роменский — эмоционален и разнолик, он отличный импровизатор. Сергей Харченко — спокойно-сосредоточенный, ровный. Владимир Сухин — мужественный. Вячеслав Рубель — добродушный шутник. А бас Рубен Толмачев — основа, фундамент вокального шестиголосного небоскреба, сосредоточенно-горячий и последовательно-непредсказуемый. Вместе они — артистичные исполнители, тонкие музыканты, профессионалы. За кулисами — седьмой незаменимый член ансамбля — директор и звукорежиссер, приветливый Дмитрий Выговский.
Во втором отделении концерта участвовал специально для этого проекта созданный из лучших киевских джазовых инструменталистов биг-бэнд под управлением отличного музыканта и аранжировщика Игоря Стецюка. Слушателей одолевало нескрываемое любопытство: в каком качестве выступит оркестр — самостоятельно, как дополнение, расширяющее жанровые рамки вечера, или как аккомпаниатор? Если совместно, то оправдает ли себя такой тандем? Оказалось, опасения были напрасными. Когда после антракта занавес поднялся, на сцене находился оркестр, а рядом, справа — менсаундовцы. Вместе они исполнили пять композиций из репертуара американского вокального квартета The Singers Unlimited, в 60-х годах раскрученного лейблом Universal, который состоял из девушки и трех парней, никогда вживую не выходивших на сцену. Они только записывали методом наложения многоголосные композиции. Поэтому живое шестиголосное исполнение их песен в сопровождении живейшего биг-бэнда в талантливой, просто блестящей аранжировке Игоря Стецюка стало своеобразным ноу-хау с эксклюзивным оттенком. Соответствовала ли заявленная претензия профессиональному уровню претендентов? Да, вполне. Все прозвучало просто безукоризненно. В оркестре я заметила отличных киевских музыкантов — трубачей Валерия Щерицу и Денниса Аду, тромбониста Алексея Сагитова, саксофонистов Артема Менделенко (альт), Богдана Гуменюка и Дмитрия Александрова (тенор), Егора Бекаревича (баритон), клавишника Илью Ересько.
Отмечу, что артикуляционная четкость, просто железная строгость ритма (при одновременном свободнейшем свинге) были цементирующим началом и в сольных выступлениях секстета, и в совместных с оркестром композициях. Оркестр порадовал идеальной интонацией, гармонической культурой, слаженностью, изысканностью тембров, яркостью выходов солистов.
Следующим вечером в зале киевской Школы джазового и эстрадного искусства (ШДЭМ) прошел первый концерт VII фестиваля «Зимові джазові зустрічі» памяти украинского композитора, аранжировщика и пианиста Евгения Дергунова. С именем этого музыканта связана история становления и развития профессионального джаза в нашей стране. В вечере приняли участие многие ветераны нашего джаза. Они получили подарки, грамоты, а дирижер биг-бэнда киевского цирка Марк Резницкий — международный орден «Живая легенда». Концерт и церемонии длились пять часов. К концу ряды публики сильно поредели. Но наиболее терпеливые получили удовольствие от игры пианистов Сергея Горюновича и Владимира Соляника, трио Натальи Лебедевой, Игоря Закуса и Владимира Зинковского, дуэта Дары Навродской—Александра Корсуна, группы JT Fresh, безукоризненного свингового вокала Ирины Резницкой, молодежных оркестров Владимира Пашинского и Николая Гудымы, вокального квинтета Beauty Band, киевского филармонического квартета саксофонистов со степистом Владимиром Шпудейко. На фестивале также прошла презентация специального выпуска украинского журнала «Джаз», посвященного ветеранам отечественного джаза.