Украину посетил всемирно известный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий. 16 июня он выступил в Национальной филармонии Украины, где наряду с Чайковским прозвучали два его произведения — «Чакона» и Симфония № 8 для солистов, хора и оркестра («Песни быстротечности»).
Пан Пендерецкий, несмотря на почтенный возраст, дает до семидесяти концертов в год, а его гастрольный график расписан на несколько лет вперед. Музыканта считают родоначальником польского авангарда. В его творческой копилке восемь симфоний, четыре оперы, множество хоровых, вокально-симфонических, камерных произведений. Критики называют Кшиштофа Пендерецкого «последним из могикан», так как он, несмотря на новые веяния в искусстве, по-прежнему создает произведения крупной формы — симфонии. Пендерецкий написал свою первую симфонию в 70-е. В планах же у него все девять (столько их и у Бетховена). Пендерецкий признался в Киеве: «Только серьезная музыка может открыть двери к пониманию мира, пониманию истории».
Прошлое маэстро связано с профессиональной игрой на скрипке. Поэтому если он пишет произведения для скрипки, то чувствует пассаж собственными пальцами, а не наигрывает мелодические ходы, сидя за роялем. Большую известность принесли ему «Плач по жертвам Хиросимы», «Польский реквием», «Страсти по Луке», «Люденские демоны», «Потерянный рай», «Псалмы Давида», «Преломления», «Кредо». Все это произведения трагического звучания. Музыканту интересна и традиция православного пения, именно поэтому он написал свой вокальный опус «Заутреня».
После победы в Польше «Солидарности» Пендерецкому не очень доверяли. Маэстро пришлось долго ждать, пока советские власти дали ему официальное разрешение посетить Загорск и Лавру.
В киевском концерте в первом отделении — «Чакона» (дирижер — Николай Дядюра). Во второй части — Симфония № 8. За пультом сам маэстро Пендерецкий. Солисты: Ивона Хосса (сопрано), Агнешка Рехлис (меццо-сопрано), Томас Бауэр (баритон). Также участвует национальная академическая капелла Украины «Думка». Главный хормейстер — Евгений Савчук. Музыку пана Пендерецкого исполняет симфонический оркестр Национальной филармонии Украины.
Этот первый украино-польский проект стал совместным детищем филармонии и хора «Думка». Произведение для струнного оркестра «Чакона» посвящено памяти Иоанна Пав-ла II. Это своеобразное дополнение к «Польскому реквиему», его как бы символическое завершение. Это не только плач скорби, но и утверждение вечных духовных истин.
У польского музыканта есть еще одна страсть — дендрология. В его парке на тридцати гектарах растут полторы тысячи деревьев. В Киеве Пендерецкий рассказал о Симфонии № 8 («Песни быстротечности»):
— Я всегда задумывался об экологических проблемах, очень интересуюсь ботаникой и поэтому основная здесь тема — деревья, природа, которую я хорошо понимаю и рядом с которой провожу много времени. Я искал стихи о природе в разных текстах. Наибольшее их количество в немецкой литературе, поэтому и обратился к творчеству Гете, Рильке, Эйхендорфа, Гессе, Крауса и Арнима… Нашел много текстов, но из них только двенадцать удалось огранить в музыку. Хотелось бы дописать к этой симфонии еще несколько частей, чтобы ее звучание длилось где-то с час. С одной стороны, поэтические строки здесь наполнены восхищением красотой природы, но другой их срез — грусть от осознания непрочности и быстротечности человеческой жизни. Это произведение ранее было исполнено в Париже, Варшаве, Испании. Это первое мое произведение, имеющее светский характер. До этого же я, как правило, сочинял религиозную музыку…