МУЗЫКА БЕЗ ПРЕПЯТСТВИЙ

Поделиться
Своеобразным мини-фестивалем назвал два концерта в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филар...

Своеобразным мини-фестивалем назвал два концерта в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины (14—15 мая) один из инициаторов совместного украинско-японского проекта народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко скрипач Анатолий Баженов.

Анатолий Баженов, заслуженный артист Украины Иван Кучер (виолончель) и японский пианист Масатоши Мацумото при поддержке концертного агентства J&J подарили киевлянам и гостям столицы встречу с прекрасной музыкой. В первый — вечер русской музыки — каждый из музыкантов выступил солистом с Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины (художественный руководитель и дирижер заслуженный деятель искусств Украины Владимир Сиренко).

Вариации на тему «Рококо» для виолончели с оркестром в ироничной интерпретации Ивана Кучера были похожи на изящную музыкальную «бонбоньерку», в которой Петр Ильич Чайковский предстал как предтеча неоклассицизма ХХ ст. «Подыграл» солисту и оркестр. Жесты дирижера были скупыми и лаконично-графическими, а оркестр звучал изящно-прозрачно, словно возвращал нас в далекий ХVIII век с париками и кринолинами. Лишь финальные аккорды с «прорвавшейся» медью напомнили нам, что все-таки оркестр не игрушечный, а «взаправдашний», полный симфонический.

В Концерте №2 для скрипки с оркестром С. Прокофьева Анатолий Баженов выступил истинным лидером. Он словно бы задал тон начальной очень выразительной, напевно-изломанной, «бесконечной», истинно прокофьевской темой, перекликающейся с темами из балета «Ромео и Джульетта», которая каскадом мотивов рассыпалась в оркестре у духовых. Интересно, что А. Баженов только что записал этот концерт с оркестром под управлением Блинова в фонд Национального радио.

Однако наибольший сюрприз преподнес слушателям Масатоши Мацумото, сыгравший Концерт №2 для ф-но с оркестром С. Рахманинова. Согласитесь, весьма нелегкая задача играть произведение, в котором знакома каждая нота, где каждый виртуозный пассаж ждут, словно верхнюю ноту у примадонны. Господину Масатоши удалось заставить зал дышать «в резонанс» с музыкальными фразами. В его игре не было внешних эффектов, буквально семь потов сошло с пианиста, пока он добрался до последнего аккорда. Это была очень тяжелая работа, но сделанная виртуозно. Интересно, что «восточные» темы, которыми так изобилует это произведение, звучали по-восточному изысканно и трепетно, но без хрестоматийно-пряного «гаремного зноя». Недаром публика устроила Мацумото долго несмолкающую овацию, а среди меломанов то и дело слышалось: «Впервые слышу, чтобы иностранец так хорошо играл русскую музыку». Впрочем, господин Масатоши признался, что Второй концерт С.Рахманинова — одно из любимых его произведений, и впервые он сыграл его еще в 16 лет, во время учебы в Университете искусств г. Киото. А потом некоторое время посещал мастер-класс В.Сахарова. Вообще господин Мацумото получил солидное образование: учился у знаменитого Рейко Накаоки, а после университета совершенствовался в Англии и Франции у Дж. Буни. Поэтому не случаен его сентимент и к музыке французской.

Второй вечер открывал меломанам неведомые глубины французской музыки: на сцене царило Трио. Совершенно незнакомый нам Э. Лало — крупный мастер камерного ансамбля (№3, ор.26); ранний, а потому романтичный Дебюсси (№3, G-dur); страстный испано-восточный Равель. Несмотря на довольно «специфическую» программу (считается, что камерная музыка понятна лишь избранным), зал, как и накануне, был полон. Кроме многочисленных болельщиков-японцев было много американцев и европейцев, в частности французов. Впрочем, оно и понятно. Согласитесь, было бы приятно, путешествуя по Франции, попасть на концерт украинской музыки…

Имена в афише говорили о многом: А. Баженов, И. Кучер, М. Мацумото! И они не разочаровали. Игра была на удивление слаженной — чувствовалось, что партнеры корректны, относятся друг к другу с большим уважением, которого весьма достойны. Особенно удался Дебюсси: скрипка звучала порывисто, виолончель — волнующе страстно, фортепиано — торжественно, жизнеутверждающе. Самое яркое впечатление оставило скерцо: шутливую тему фортепиано сопровождали нежные пиццикато струнных. Страстный и порывистый финал был подобен вихрю, сметающему все препятствия.

Как оказалось, наши музыканты уже имели возможность оценить японского пианиста именно как великолепного ансамблиста: они дважды музицировали с господином Масатоши во время прошлых гастролей по Японии. Это был великолепный ансамбль, который публика долго не хотела отпускать, заставив сыграть на бис. «Либер-танго» А.Пьяццоллы, казалось, удвоило овацию. Но, как известно, все хорошее когда-нибудь кончается. Впрочем, агент М. Мацумото господин Намуро пообещал через год вновь привезти его в Киев.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме