В течение нескольких дней в ноябре—декабре 2005 года мне довелось побывать в Голландии по приглашению Голландской музейной ассоциации по гостевой программе Культурного фонда Нидерландов. Программа визита предусматривала знакомство с менеджментом, организацией работы музеев и схемами финансирования музейной деятельности и проектов.
Музей Нью-Кирк размещен в костеле ХІV в. (освящен в 1408 г.), построенном в готическом стиле. Протестантская церковь, сменившая католиков в 1566 году, в начале 60-х годов отказалась от храма в пользу государства. Тогда начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1980 года. Были сохранены интерьеры, надгробия и надгробные плиты, отреставрированы витражи, деревянная резьба, скульптура, а также орган: самые популярные здесь концерты органной музыки на Рождество и Новый год. Все захоронения известных и знатных людей были перенесены, однако надгробия остались на изначальных, «родных» местах. Храм не действующий, используется исключительно под уставные цели музея Нью-Кирк. Вместе с тем, в нем проходили уникальные общегосударственные акции: инаугурация королевы Беатрис, венчание принца Уильяма Александра, празднование серебряного юбилея королевской четы и совместный молебен обо всех погибших во время Второй мировой войны. Эти акции не меняли музейного статуса памятника, юридически оформлялись путем заключения арендных соглашений с музеем Нью-Кирк, за что он получал арендную плату от заказчика каждого конкретного мероприятия. Видимо, срабатывает еще не усвоенное нами правило — пользоваться услугами музея безвозмездно не только безнравственно, но и противозаконно.
Нью-Кирк не имеет постоянной экспозиции из собственной коллекции. Одно из основных направлений работы — организация престижных и посещаемых выставок из коллекций музеев других стран. Выставок из Украины не было, но здесь их проведение считают весьма привлекательным проектом. Прежде всего директора заинтересовала коллекция скифского золота (Музей исторических ценностей Национального исторического музея Украины). Несколько лет назад в Нью-Кирке успешно экспонировалось скифское золото из Эрмитажа Санкт-Петербурга, и они знают о существовании нашей коллекции. Для организации этих и других выставок в Киев на предварительные переговоры в начале 2006 года приезжал директор г-н Эрнст Вин. В Нидерландах уже состоялась выставка картин из Национального художественного музея Украины, которую посетило несколько десятков тысяч человек.
Музей Нью-Кирк принимает 350—500 тыс. посетителей в год. Как и все национальные музеи, он «приватизирован», то есть передан в Музейный фонд (Нью-Кирк фонд), которому государство делегировало свои полномочия по управлению музеем. Государство продолжает частично финансировать музей Нью-Кирк, прежде всего финансируются реставрационные работы. Другие источники финансирования — это спонсорские и собственные средства, международные гранты. Спонсоры, скорее партнеры, никогда не вмешиваются в музейную политику, поскольку база спонсорства — доверие. Главный спонсор этого музея на текущие пять лет — Fortis Bank, выделяющий по 450 тыс. евро ежегодно. Банк рекламирует музейные выставки. Другие спонсоры — коммерческие структуры (их может быть несколько) — выделяют музею по 225 тыс. евро в год в течение пяти лет и рекламируют приемы и фуршеты во время выставок, продукцию музея, сувениры и т.д.
«Важно находиться между обществом и музеем», — так говорят спонсоры. В этой ситуации директор музея является, скорее, коммерческим менеджером, поскольку принцип невмешательства в музейную политику соблюдают все партнеры. Это заведение, как и остальные музеи Нидерландов, зарегистрировано как неприбыльная организация и не платит налогов в бюджет.
Г-н Эрнст является одновременно директором другого национального музея — Эрмитажа. Это самый известный в стране музей, славящийся именно организацией выставочной деятельности. В Нидерландах много музеев, обладающих замечательными собраниями шедевров мирового уровня, но Эрмитаж является неоспоримым центром музейно-культурной жизни, где преимущественно демонстрируются коллекции музеев как Голландии, так и всего мира. Его посещает более 1,5 млн. человек в год. По масштабам здание Эрмитажа с садом во внутреннем дворике напоминает здание киевского старого Арсенала. Юридически-правовая форма — национальный музей, управляемый специальным фондом (Фонд Эрмитаж).
Все музеи страны разделяются на три группы по уровню их подчиненния: I — национальные, ІІ — областные, ІІІ — муниципальные. Больше всего в стране муниципальных музеев, их около 450. Показателен музей города Зволле — Stedelijk Museum.
Зволле — небольшой город с населением 110 тысяч, примерно в 100 километрах от Амстердама. Stedelijk Museum расположен в просторном с современными интерьерами здании в центре старого города. Это даже не одно здание, а два — к старому дому, который полностью сохранили, достроили еще один. Директор Stedelijk Museum г-н Герман Артц работал по программе МАТРА в Польше и Российский Федерации и знаком с основными принципами работы, которые характерны для посткоммунистических стран, а следовательно, смог лучше объяснить некоторые принципиальные отличия музейного управления. В этом музее, коллекция которого насчитывает в 25 тыс. единиц хранения, работают 17 постоянных сотрудников и 13 наемных (временных). Стоимость билета 4 евро, для учащихся (от 5 до 18 лет) — 1 евро. 75% посетителей — местные жители (из них половина — дети), 25% — туристы. В музее имеются специальные программы для детей (музейная педагогика) и для туристов. Существует Клуб друзей музея. Это преимущественно учащиеся, которые по своим индивидуальным учебным программам нуждаются в частом бесплатном посещении учреждения, и такое право они «зарабатывают», реально работая на музей и в интересах музея. Бесплатно музеи в Голландии посещают дети до 4 лет, члены Клуба друзей музея и международных организаций IKOMOS и IKROM. И все! Льготников, бесплатных посетителей нет.
Любопытна история создания музея в городе Утрехте и то, каковы принципы его взаимодействия с государством. Дело в том, что у этого национального музея два фонда, а не один, как у остальных. Музей Катеринконвент был открыт в 1979 году как национальный музей истории христианской культуры Нидерландов и разместился в помещениях и зданиях монастыря Святой Екатерины. Церковь Св. Екатерины ХVІ в., расположенная здесь же, является кафедральной церковью Римско-католического архиепископа Утрехта.
В 1976 году семь юридических лиц организовали Музейный фонд, который, выполняя волю своих учредителей, передал весь комплекс и коллекции как вновь созданный музей в управление государству. Коллекция музея Катеринконвент собрана из различных церковно-исторических коллекций, и к тому же различных форм собственности: Епархиального музея города Утрехта, Епархиального музея Хаарлема (область Нидерландов), музея Старой католической церкви Утрехта, а также коллекций епархиальных музеев Ден Боша и Рьйормонда. Именно эти музеи образовали Музейный фонд, в который вошли еще департамент археологии и департамент архитектуры с целью создания единой крупной музейной коллекции и Государственного музея Катеринконвент. В 1995 году этот музей стал независимым. С 1 января 1995 года в рамках программы «приватизации» музеев Голландии создан еще один Музейный фонд, которому государство в лице министерства культуры передало свои обязательства по управлению уже Национальным музеем Катеринконвент. Музей не перестал быть государственным. Как и раньше, его коллекция —национальное культурное достояние. Музей финансируется государством. Однако новый фонд Катеринконвента полностью отвечает перед государством за свой музей.
Более гибкая форма управления оживила музейную, научную и экскурсионную работу. Кроме государственных субсидий, большое значение для существования музея приобрели средства от продажи входных билетов, от музейных магазинов, кафе, различных мероприятий. Иногда музей получает средства от спонсоров. Клуб друзей музея, насчитывающий 1500 членов, создал специальную ассоциацию, способствующую научной (!) обработке выдающихся произведений искусства. Большую помощь музею оказывает также Рембрандтовская ассоциация. (Кстати, 400-летие художника у нас просто не было замечено даже в культурных кругах.)
Довольно активное участие принимает музей в межмузейных и межгосударственных проектах: это и обмен выставками, и организация своих тематических. К сожалению, и в этом плане музеи Украины отстают, и совсем не потому, что наши коллекции хуже. Мир не знает о художественном и просто количественном составе наших коллекций. А первое знакомство специалистов-музейщиков с нашими экспозициями, даже не собраниями, вызывает легкий шок. Слова одного из ведущих голландских специалистов-музейщиков перед витриной с работами украинского ювелира И.Раввича после продолжительной паузы: «Кто бы мог подумать, что здесь такое имеется?! Да еще в таком количестве!» — точно характеризуют Украину как культурную терра инкогнита Европы. Наша изолированность от мира — прямое следствие нашей финансовой несамостоятельности и бюрократической зависимости. Музейным делом в Украине управляет не министерство, а сонм дремучих финансово-хозяйственных инструкций и положений, давление которых в отношении каждого музея весит десятки килограммов отчетности ежегодно в одну только налоговую инспекцию.
Планирование работы голландских муниципальных музеев осуществляется в два этапа. Первый—составление плана работы. Этот план — две страницы текста, в котором рассказывается о цели работы в течение четырех лет, освещаются направления (например, работа с общественностью, детьми и т.п.).
Второй этап — финансовый план на год. Ежегодно задекларированный и утвержденный на четыре года план работы музея получает годовое финансирование. Музей отчитывается только раз в год и только муниципалитету и раз в год проводит аудит. Больше никаких отчетов никому музей не подает. Руководители наших музеев могут представить, сколько времени освобождено для уставной работы. Муниципалитет покрывает 90% и более всех расходов, доходы музея покрывают 6%, спонсоры и фонды — 4%. Доходы музея — это входная плата, доходы от кафе и магазина, которые имеются в каждом музее Нидерландов. В некоторых доходы от них немалые и являются весомым вкладом в бюджет музея. В Stedelijk Museum — несколько десятков тысяч евро, в Музее ван Гога — несколько миллионов евро, но они не облагаются налогами, поскольку все музеи зарегистрированы как неприбыльные учреждения.
Еще более важным и непривычным для нас является то, что никто не проверяет финансово-экономическую деятельность музеев, кроме аудита. В музеях Голландии отсутствует база для экономических (организованных) преступлений, и они находятся вне поля зрения плановых и внеплановых проверок любых управлений по борьбе с экономической преступностью.
В 80-х годах в Голландии была начата программа «приватизации» музеев. Эта приватизация не имеет ничего общего с тем, что происходит или может произойти (боже упаси!) у нас, в Украине, поскольку речь не идет о предоставлении каких-либо прав, даже частичных, на музейные коллекции, музейные помещения или иное имущество. Суть приватизации не в присвоении, а в ином способе управления тем, что остается в неизменной собственности. С 1988 по 1995 год по программе Дельта План были переданы в управление специально образованных фондов крупнейшие музейные коллекции. Этим фондам государство делегировало свои полномочия по осуществлению музейной работы.
Таким образом, созданным фондам государство не только делегировало свои полномочия, но, прежде всего, предоставило возможность руководству музея, его директору применять рыночные механизмы управления, свободно привлекая капитал в музейную сферу, и, что главное для государства в лице министерства, сняло с себя ответственность за него персонально, за его назначение. Директора назначает наблюдательный совет и уже многие годы в адрес министерства не звучат обвинения насчет кадровой политики или неправильно распределенных средств.
Сравните с нашей современной ситуацией: с принятием Бюджетного кодекса средства, заработанные музеем, спонсорские и прочие внебюджетные средства стали считаться бюджетными (!)и получили закодированное название «специальный фонд бюджета». Это связало руководство наших музеев (и не только музеев!) по рукам и ногам в своей деятельности, вследствие чего учреждения культуры лишились гибкости и стали закостенелыми как никогда. И к тому же это дало возможность всем многочисленным контролирующим фискальным органам (КРУ, налоговикам, МВД, Счетной палате, казначейству и многим другим), проводя проверки, доказывать свою нужность страшилками о преступлениях в музейной сфере.
Вполне очевидно, что эта работа никому, кроме их исполнителей, не нужна, и в этом, на мой взгляд, суть конфликта между рыночными (демократическими) законами производства и общественной жизни, в основе которых стремление к движению, и тоталитарной структурой властной пирамиды. Время для перемен давно пришло. По крайней мере, в музейной сфере.