В Харькове — 1886, в Одессе и Киеве — 1899, во Львове — 1905, в Донецке — 1939, в Черкассах — …? Вы спросите, что, мол, за притча, не вопрос ли это для «Что? Где? Когда?» Почти... Но не совсем. А если бы и так, то Знатоки, возможно, с ходу б ответили: 1992! И прокомментировали: названным городам соответствуют даты открытия в них художественных музеев.
Черкассы, кажется, единственный областной центр Украины, в котором за все советские годы не было художественного музея. Не сложилось. Область образована в 54-м. В последующем, при «окультуривании», в Черкассах построили здание театра, филармонию, библиотеку, краеведческий... О художественном музее разговоры шли лет 30. Но далее бумажных потуг дело не пошло. Оказалось, что для практического решения проблемы нужна была… революция. И — случилась. «Диктатура пролетариата» рухнула, и в бывшем здании Черкасского горкома упраздненной партии 9 марта 1992 года открылся Художественный музей. С тех пор он стал притягательным культурным центром, где, наряду с постоянной экспозицией (звезда которой «Мадонна дель Импаната» Рафаэля), калейдоскопически сменялись разнообразнейшие выставки, а вернисажи сопровождались музыкальными концертами…
Не поверите, но сейчас на полном серьезе рассматривается вопрос о передаче здания Художественного музея в ведение… Территориального управления областной судебной администрации. Скажите, такое мыслимо в Харькове, Киеве, Одессе, Львове или Донецке?.. «Конечно! — бодро ответите вы. — Даже был прецедент — Музей города Киева! Его как нежилое здание (!) забрали под Верховный суд! Было?» Было. Но почему в Черкассах судебные власти глаз положили именно на Художественный музей, а, скажем, не областную библиотеку, филармонию или театр? Ведь здания тоже каменные и, как говорится, вполне приятные для обладания…
Оказывается, вот в чем дело... Фрагментарно читаем послание начальника Территориального управления государственной судебной администрации в Черкасской области Валентины Кулик главе Черкасской ОГА Александру Черевко от 17.11.2005: «Відповідно до Закону України від 20.12.1991 року «Про обернення майна Компартії України та КПРС на державну власність» адміністративні приміщення колишніх органів Компартії України використовуються в першу чергу для потреб судових установ». <…> В даній будівлі до 1991 року був розташований міськом партії, тому використання даних площ для розташування Черкаського окружного адміністративного суду також передбачено Законом…»
То есть в филармонии, библиотеке и краеведческом музее не было райкомов-горкомов — им и повезло! А вот у художественного — «рыльце в пушку»! Хотя и краеведческому, надо сказать, повезло не в полной мере. Именно в него (еще бы — 5000 кв.м!) предполагается перенести коллекцию художественного музея.
Однако почему именно во второй половине ноября 2005-го возник в Черкассах столь неординарный вопрос?
А предыстория такова. Год назад Указом президента от 16.11.2004 (№1417) были созданы административные суды, в том числе и Черкасский окружной административный суд (ОАС). 1 сентября вступил в силу Кодекс административного судопроизводства. Админсудам, в частности, вменено в обязанность осуществлять правосудие в делах, связанных с выборами. Вот фундаментальная подробность: «с выборами»! Формирование системы административных судов должно завершиться в 2005-м. Таким образом, за полтора месяца до наступления 2006-го вопрос о размещении ОАС в Черкассах обозначился со всей остротой.
В разговоре с корреспондентом «ЗН» начальник Территориального управления В. Кулик сказала: «Вариант передачи здания, в котором расположен Художественный музей, один из многих. Условно говоря, по счету это двадцать пятый вариант, предложенный Фондом госимущества для размещения административного суда. Возможно, завтра нам скажут, что этот вариант не подлежит рассмотрению, и вопрос с музеем будет закрыт. Поэтому что-либо писать на эту тему рано».
Возможно, рано. Возможно, нет. Во всяком случае, на письме Валентины Кулик уже стоит резолюция главы ОГА, адресованная пяти высокопоставленным чиновникам: «прошу розглянути».
Валентина Кулик в своем послании говорит о том, что передача здания Художественного музея (Черкассы, ул. Крещатик, 255) — это альтернативный вариант. То есть как будто имеются и другие... Но при ближайшем рассмотрении так называемый альтернативный вариант вырисовывается единственно реальным. Из письма узнаем, что Черкасским региональным управлением Фонда госимущества ранее вносилось предложение о размещении админсуда (на правах аренды) в здании одного из государственных НИИ. Но руководство института ответило, что не располагает свободными площадями. Их и оставили в покое! То есть НИИ уже не вариант. А что вариант? Да вот — еще и «с привлекательным коммунистическим прошлым»! — здание бывшего Приднепровского райкома компартии.
Впрочем, площади, на которых предполагается разместить ОАС, пока заняты Приднепровским райсоветом. Теоретически они как будто и могут быть освобождены, так как решением сессии Черкасского горсовета от 12.07.2005 г. городские районы должны быть упразднены. Но на практике обнаруживается, что это еще бабушка надвое сказала: решение об упразднении обжаловано и находится на рассмотрении в соответствующих инстанциях. Да и полномочия депутатов Приднепровского райсовета истекают в марте 2006-го и никто их до срока на улицу не выставит. Если учесть, что помещение для ОАС должно быть найдено до конца 2005-го, что «ответственность за принятие неотложных мер по обеспечению судов служебными помещениями» указом возложена на главу ОГА, придем к выводу: передача здания Художественного музея под ОАС — вариант практически единственный.
То, что думают по поводу «конфискации» Художественного музея представители творческой интеллигенции области, сформулировано в коллективном письме (15 подписей), адресованном главе ОГА: «…ні в якому разі не погоджуємось з пропозицією переміщення Черкаського обласного художнього музею в інше приміщення. Це рівноцінно знищенню цього закладу, що став центром національної культури Черкащини. Одним розчерком пера можна зруйнувати те, що будувалося роками…» В музее хранятся 4500 произведений искусства. У каждого — своя история. Некоторые картины и иконы были спасены реставраторами и коллекционерами. Музей нуждается в расширении экспозиционных площадей…
Понятно, существует и другая правда, суть которой при моем блиц-опросе ловко сформулировала журналистка В.Т.: «Каждый, кто сталкивался с работой современных судов, насидевшись в очередях и натолкавшись в коридорах, скажет: так нельзя! Суды нужно расширять, а судей разгружать. Посещение судов для ни в чем не повинных сограждан превращено в пытку, люди теряют не только нервы, но и надежду на справедливость. Если по какой-то причине сейчас приходится делать выбор между музеем и судом, я скажу, что в музей ходят реже, чем в суд, ходят люди праздные, а в суды — обиженные, ущемленные, несчастные, и таких у нас несравнимо больше; о них тоже нужно думать. Здание бывшего горкома суду нужнее».
Пожалуйста, оцените, не дико ли звучит сама тема, предложенная нам: «Что нужнее — музей или суд?» Впрочем, абсурдных вопросов становится все больше и больше. Вот нет и все в городе свободных площадей, кроме как в музее! Хотя по городу едешь — в окнах новостроек то и дело мелькают предложения об аренде и продаже. Да и кто сказал, что Окружной админсуд должен быть обязательно в областном центре? Почему не в Смеле, Каневе, Чигирине, Золотоноше? Впрочем, перед руководством ОГА лежат на столе карты города и области... Одно лишь можно сказать, что властям и особой мудрости не надо, чтобы не трогать деятелей культуры. Это при том, что отобрать у них здание (да и не у них — у детей, которые только в музее и могут узнать, что в мире существует еще что-то удивительное, кроме ярких пивных баров и красивых автозаправок) — самое простое. Работники культуры, зависимые от госадминистраторов, экстремистски протестовать не станут — и дорогу не заблокируют, и бензином себя под окнами ОГА не окатят. Да и в суд не подадут…
...Хотя было бы изысканно остроумно, в духе добротного постабсурда, услышать им отказ в удовлетворении иска в том самом кабинете, в котором прежде висела рафаэлевская «Мадонна дель Импаната»…