Завершился отпраздновавший свой юбилей Киевский Международный фестиваль «Молодость». Он стартовал тридцать лет назад по инициативе украинских кинематографистов как камерный смотр студенческих работ. За эти годы «Молодость» возмужала, окрепла, завоевала прочные рейтинговые позиции в мире кинофорумов и успешно запустила на кинонебосклон не одно звездное имя.
Фестиваль — это всегда живой организм и непрерывная работа. У каждого из них бывают свои взлеты и падения, вызванные объективными и субъективными причинами . То, что солидная, круглая дата для самого крупного украинского фестиваля оказалась не самой радостной, к сожалению, очевидный факт. Говорю об этом с болью, потому что люблю этот форум за его неповторимую атмосферу, обычно очень качественную программу и с большим уважением отношусь к его генеральному директору Андрею Халпакчи, который уже десять лет возглавляет «Молодость», вкладывая в свою работу весь жар души. В том, что фестиваль пользуется высокой популярностью среди мировой кинообщественности, тоже его немалая заслуга.
Не стану сейчас делать качественный разбор программы — как всякая программа представляющая мировой кинопроцесс, она и не могла быть однородно ровной. Но тот факт, что она постоянно давала сбои, в силу объективных и субъективных причин, произвело удручающее впечатление не на меня одну. И хотя качество печати розданных в первый день программ было достаточно хорошего уровня, книжечка эта для повседневной работы оказалась почти бесполезной. Каталог, где упоминались все спонсоры, включая генерального — торговую марку LUCKY STRIKE, по информационному наполнению оставлял желать лучшего. Студия «Контакт», например, впервые представившая на таком солидном форуме свою ретроспективу, в каталог почему-то вообще не попала.
Невнятные отношения «Молодости» с таможенниками, которые, кстати, являются ее официальными партнерами, лишили фестивальный экран доброй доли конкурсных и внеконкурсных лент. Да и сам показ и переводы в Доме кино были крайне низкокачественными. Чего не скажешь о кинотеатрах, оборудованных современной техникой. Их за фестивальную неделю посетило 120 тысяч зрителей. Там шли отличные фильмы, которые не вместились почему-то в формат просмотров в Доме кино. Посему они в основном остались за рамками внимания собственно фестивальной публики. Все это больно и обидно, потому что умаляет не только престиж фестиваля, но и напрочь перечеркивает кропотливую работу фестивальной команды.
Тем не менее, просмотры, встречи, общение, пресс-конференции и «круглые столы» остались позади. Подарки, например, бесценная хроника 1919 года, переданная Гансом Шлегелем от Франкфуртского киноинститута в дар Центру им.Довженко, вручены. И Красный зал Дома кино ломился от желающих присутствовать на закрытии «Молодости-2000».
Свои призы вручали экуменическое жюри и жюри ФИПРЕССИ, основным же призовым фондом главное жюри распорядилось следующим образом: среди дипломантов — представители украинской киношколы Катерина Коваль («Весной»), Марина Кондратьева («Сто лет в поисках одиночества») и Вера Яковенко («Рождение звука») — все в категории студенческого кино. Призером же в ней стал Владимир Дощук (Украина), получивший за свою картину «Плохой, злой и еще злее» пленку от компании «Истмен Кодак» на сумму 2500 долларов.
Эту же сумму за лучший анимационный фильм разделили российская лента Катерины Соколовой «Наступила осень» и француз Луис Бриссено за очаровательную картину «Птицы в клетках не летают».
Аналогичный приз, но от студии «Лазер-Видео Титр» получил неоднократный участник «Молодости» из России Александр Котт («Пугало»).
Приз за лучший полнометражный фильм предоставил французский телеканал TV-5, достался он английскому режиссеру Стефану Далдри за фильм «Билли Эллиот», а исполнительница главной роли в нем — Джеми Белл получила приз, предназначенный лучшему молодому актеру им. Ива Монтана.
Обладателем Гран-при стал потомок известного украинского писателя Василя Стефаника — Рох Стефаник. Его картина «Список ожидания» была заявлена во внеконкурсном показе, но из-за отсутствия нескольких лент в не очень большом конкурсном списке «Список ожидания» попал в конкурс. Самого режиссера на фестивале не было, но он прислал восторженно-благодарственную телеграмму в адрес фестиваля. «Золотого скифа» и премию в размере 10 тысяч долларов (спонсор приза — торговая марка Лото Забава), из рук премьер-министра Виктора Ющенко принял посол Франции в Украине господин Фиески.
Во время фестиваля выяснять у его устроителей причины и следствия недоработок и сбоев дело невозможное, они и так света белого не видят, но повод для серьезных размышлений, на мой взгляд, есть. Так что к теме «Молодости-2000» мы еще вернемся.