МУДРЫЕ ВЕЩИ АНАТОЛИЯ ТАРАПАКИ

Поделиться
Талантливые люди рождаются в любой точке земного шара, но если эта точка слишком удалена от большого культурного центра, не так прост путь в становлении и признании...

Талантливые люди рождаются в любой точке земного шара, но если эта точка слишком удалена от большого культурного центра, не так прост путь в становлении и признании. Анатолий Тарапака родился в 1951 году в селе Малая Выська на Кировоградщине и поныне живет в этом живописном уголке Украины в окружении детей и внуков. Среди односельчан, с которыми он делит многие хозяйственные тяготы, он выделяется особым мировоззрением и умением создавать изумительные произведения искусства. Трудно описать, как просыпается в человеке дремлющий талант, но однажды, будучи уже немолодым, Анатолий был поражен красотой распиленного дерева и попробовал выразить с его помощью свои жизненные переживания. Может быть, получив специальное художественное образование, он выбрал бы какой-нибудь известный жанр - живопись, графику или скульптуру. Но художник-самоучка подсознательно их как бы синтезировал в своем творчестве. Живописной палитрой служит богатая цветовая гамма разных пород древесины, линии изображений графически точны, а барельефы скульптурно выразительны. Художник философского склада (он увлекается чтением восточных и западных мыслителей в поисках единой истины), А.Тарапака создает вещи прикладного характера, что, казалось бы, несовместимо. Если бы был в искусствоведении термин «философский предмет искусства», то он точнее всего характеризовал бы творчество этого художника.

Шкатулка мастера - это не просто предмет, в нем все части несут свою смысловую нагрузку. Верх, крышка, как правило, средоточие высшего мира, тут мастер создает композицию монументального содержания, хотя и миниатюрную по исполнению. Вот мы видим шествие божественных существ в нимбах, над ними лучится центр мироздания, летят планеты и звезды. Низший мир - на боковинках шкатулки, там простые люди, не поднимая головы, заняты обычными делами: едят, работают, дерутся…

Идея движения от низшего к высшему, иерархии существ и духовных состояний выражена во многих работах Анатолия Тарапаки. Такова вертикальная композиционная группа на основе ствола винограда. Как руки и ноги подчиняются разуму, так одни сущности связаны с другими; те, как четки, перебирают чьи-то судьбы, чьи-то миры, и они в свою очередь подвластны еще высшим силам. Бесконечность этого движения выражена лестницей, заканчивающейся дверцей, которая открывается в неизвестность.

Дверца, замочек, крышка шкатулки, все, что может открываться и закрываться, хоть и совпадают с утилитарным назначением, но для художника являются символом открытия и познания. Тема многих композиций мастера - сотворение нового. На одной шкатулке - создание мира. Автор не настаивает на единой трактовке этого события, приемля и разные религии, и научные гипотезы, и находит свое художественное воплощение первопричины - светлое многолучевое нечто, дающее начало многообразию планет, животных, растений.

Рождение молодой независимой Украины символизирует младенец с трезубом, сидящий в распустившемся цветке и удерживающий за хвост змея. А на земле-холме чего только нет: янтарные яблоки, уютные домики, ветви, листья, цветы. Любовь к родному краю сквозит в каждом ювелирно выточенном цветке, для которого подобран нежнейший оттенок древесины. Мастер никогда не подкрашивает дерево, а только умело подбирает естественно окрашенные виды растений, которыми так богаты леса и степи Украины: ясень, груша, можжевельник, орех, боярышник, дуб и многие такие, что и названия их в народе не знают. Друзья привозят Анатолию и редкие материалы - кость мамонта, самшит, янтарь и другие камни, - все вплетается в его разнообразные замыслы.

Кроме светлых, радостных тем есть у мастера едкие, ироничные работы. Это серия деревянных фигурок людей-нелюдей. Тут и дурак, у которого вместо головы гнилая тыква, зато на груди звезда; тут и горлопан, бьющий в бубен не руками, а рачьими клешнями; и горькие пьяницы, морщинистые до безликости. А еще есть «голова колгоспу» - пустотелая коробочка с немигающим взглядом деревянных глаз, накрытая начальственной серой кепкой. Все, что есть в жизни, не ускользает от внимательных глаз художника, и это неисчерпаемая тема для размышлений.

«Мудрые вещи» Анатолия Тарапаки уже побывали и на столичной выставке в Украинском доме, и перешли во владение коллекционеров из других стран. Ведь язык красоты и таланта универсален.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме