Кажется, совсем недавно опьяневшие от излишка свободы молодые люди растягивали на сувениры куски Берлинской стены. Железный занавес упал. Европа в который раз в течение своей бурной истории задекларировала свое единство. Но политическая химия творит чудеса — седые, крашеные, лысые государственные деятели, пережевав в советах, парламентах, ассамблеях бетонные обломки, соткали из них пушистую, декорированную замечательными лозунгами кулису. И как назло упала она точно по пунктиру нашей западной границы. Пока я собирался в безвизовую Польшу, возле посольства и консульств под бело-красным флагом выстроились всегда безрадостные и нервные очереди. Скольким нашим гражданам идиосинкразия к этому советскому рудименту отобьет охоту к посещению соседа за Бугом. «Паспорта для того и устроены, чтобы мешать честным людям и помогать мошенникам», — считал Жюль Верн.
В киевской галерее «Лавра» открылась выставка под названием, немного похожем на плод бюрократического творчества деятелей Европейского Союза, — «Еврографик Киев-2003. Мост интеграции европейской культуры». Но пусть вас не вводят в заблуждение такие ассоциации. Слово «график» здесь означает отнюдь не табличку в ногах больной экономики, а вид изобразительного искусства — графику, в которой основным средством изображения являются линия и штрих. Правда, новейшие технологии и творческий поиск уже немного видоизменили первичную суть этого определения.
Генеральный организатор киевской экспозиции — Общество Международное триеннале графики в Кракове. Краковский графический форум, основанный в середине 60-х годов ХХ века, сразу завоевал авторитетное место под художественным солнцем и уже тогда дотягивался своими новаторскими влияниями к изолированным даже от коллег по соцлагерю художников-графиков Советского Союза. То, что именно Краков стал центром притяжения для восточноевропейских, а со временем и общеевропейских и мировых течений в сфере графики, вполне логично. Даже самые успешные художественные акции учреждают фанатики-энтузиасты. Но никакая экзальтация не поможет удерживать надлежащий уровень, если под ногами нет крепкого пласта культуры. Польская графическая школа всегда была профессиональной, но свободной от любых догм — академических или идеологических. Во времена и Гомулки, и Герека, и, как мне кажется, сегодня польские графики аристократично игнорируют власть авторитетов (не важно — художественных или политических) или откровенно иронизируют над ней. Хорошо, что в ареал влияния краковского триеннале попала Украина. Ведь в нашей стране достаточно замечательных графиков, работающих на уровне лучших мировых образцов. Киевская экспозиция, созданная на основе работ участников краковского триеннале 2003 года, состоит из 311 работ 228 художников Западной, Центральной и Восточной Европы. Декларированное организаторами отсутствие ограничений в технике и формате работ проявляется на выставке в полной мере. Студентов графических факультетов художественных учебных заведений можно приводить сюда для наглядного изучения возможных и невозможных графических техник. Рядом с довольно традиционными офортами, линогравюрами, литографиями можно найти великое множество вариантов компьютерных упражнений и художественных поисков, скрытых под маркой «авторская техника».
Художественный мост, протянувшийся с помощью столичной госадминистрации от Кракова к Киеву, в следующем году перекинется в Москву. Больше бы таких переходов над границами — и все стены и занавесы исчезнут как роса на солнце. Жаль только, что эта творческая акция работает в формате триеннале. Может, стоило бы вернуться к биеннальному варианту, а еще лучше — к ежегодному.