Член жюри Международного анимационного кинофестиваля «КРОК-IV» Моник Рено, известный режиссер, увенчанный многими высокими наградами на различных международных фестивалях. В своих картинах уделяет много внимания антивоенной, антиклерикальной и феминистской темам, много работает с детьми. Любит семью, сына, общение с людьми и анимацию до самозабвения. В «КРОКе» принимала участие четыре года назад, на этот раз привезла с собой сына Тома, студента университета, «чтобы познакомить его с этой удивительной страной и людьми». Художники во всем мире - традиционно небогатый народ, и осуществить поездку в нашу страну любезно помогла Моник голландская авиакомпания KLM, за что «КРОК» и госпожа Рено ей очень благодарны.
- Я всегда хотела делать анимационные фильмы и начала заниматься анимацией в 65-м году. Когда мне было тринадцать, я увидела фильм Нормана Маклареда. Это было потрясающее отношение к бумаге, которого я прежде не знала. Конечно, я знала кино Уолта Диснея, но оно не дало мне такого мощного заряда и такого желания посвятить себя анимации. Когда я поступила в художественную школу при Академии искусств в Праге, мне повезло: случайно встретила друзей моих родителей, у которых могла остановиться и работать вместе с ними. В то время я училась не анимации, а умению слушать людей, быть отзывчивой, сострадать. Вернувшись во Францию, стала делать анимационные заставки для ТВ, ездить на фестивали. Меня очень разочаровывали фильмы, сделанные женщинами, не могла найти себя в них. Был единственный выход - делать свое кино. Меня считали ярой феминисткой, да и сейчас некоторые напоминают мне об этом. Это неприятно, моя точка зрения, что все люди равны, об этом большинство моих фильмов. В 1977 году переехала в Голландию, вышла замуж. Здесь появилось гораздо больше возможностей воплотить в жизнь мои идеи, т.к. в этой стране нравы гораздо свободнее. Не знаю, стали ли лучше мои работы, но условия для нее значительно лучше.
- Моник, какого вы мнения о нашей анимации?
- Она очень отличается от западной и мне близка. У вас это искусство, а на Западе - коммерция. Надеюсь, что таковой она и останется. Была счастлива дать один из главных призов фильму «Рождество» - это просто великолепно.
- Как вы оцениваете программу фестиваля?
- Она была очень интересна и разнообразна. С огромным удовольствием смотрела не только конкурсные, но и внеконкурсные показы, ретроспективы.
- Говорят, что кино гибнет из-за отсутствия денег - это у нас в стране, а у вас?
- С деньгами или без, в вашей стране художники и искусство анимации будут существовать. Конечно, с деньгами легче, но в искусстве это не главное.
- В мире много анимационных фестивалей, на которых вы бывали, что «КРОК» в сравнении с ними?
- Идея проведения фестиваля на корабле очень хороша: все находятся вместе, постоянно общаются, атмосфера очень приятная и теплая.
- Фестиваль окончился, призы розданы, теперь вы можете их прокомментировать?
- Мы много спорили, но особых расхождений не было. Призов достаточно много, но и фильмы того стоят. Сложно решался вопрос, кому присудить Гран-при - «Плоскому миру» или «Рождеству». Мне, например, больше всего понравился фильм канадца Вейна Тродта «Движение тела». Прекрасные студенческие работы: «Белый клык», «Е-мс 2 », «Розовая кукла». Сложно было работать, много хороших картин, поэтому мы дали так много призов. Желаю вашей стране и фестивалю удачи.