Тридцатый юбилейный фестиваль «Молодость», который недавно завершился в Киеве, оставил много вопросов, даже для своих постоянных почитателей. И кто, как не генеральный директор этого форума Андрей ХАЛПАКЧИ, в состоянии ответить на них.
— Андрей, закончился фестиваль, после него остались достаточно двойственные впечатления. Что происходит с фестивалем? Опять экономика виновата?
— Ну, во-первых, не так уж плохо с экономикой в стране, если посмотреть на приоритеты, которые к области культуры и спорта относятся, если, скажем, киевское «Динамо» входит в пятерку самых богатых клубов в Европе и мире. Другое дело, что по-прежнему нет каких-то культурных приоритетов и понимания, что это — имидж страны. Фестиваль, который уже восемь лет официально является международным, получает государственную поддержку только в рамках Министерства культуры. Оно смогло выделить 200 тыс. гривен, что отнюдь не покрывает основной бюджет фестиваля. От того бюджета, который нужен фестивалю, это примерно 1/10. Поддержка города — Главного управления культуры — составляет 15 тыс. гривен. Появление на закрытии фестиваля премьер- министра Украины Виктора Андреевича Ющенко для нас очень символично. Это говорит о том, что есть определенный интерес к нам и это мероприятие достаточно авторитетное. Мне кажется, что так же, как Московский фестиваль, наш Киевский международный кинофестиваль «Молодость» должен получить категорию мероприятия государственного значения и финансироваться, имея определенную статью в нашем бюджете, конечно же, не на все 100%, — есть спонсоры, и это нормально, — но должен в общем-то. Второе — 15 тыс. гривен от Главного управления культуры отнюдь не являются тем участием города, для которого этот фестиваль делается. Мы находили спонсоров для бесплатного показа в кинотеатре «Кинопанорама», очень незначительные цены были в «Зоряном». Все-таки кинотеатры — это тоже коммунальное хозяйство города, на который наш фестиваль работал и обеспечивал программу. Мы совершенно самостоятельно за свои деньги, за деньги спонсоров решали вопрос рекламы по городу. В прежние годы появлялись стенды, щиты, от Борисполя до Дома кино, растяжки, которые говорили о том, что фестиваль проходит в городе. Это серьезный вопрос, который нужно ставить на Киевраде: фестиваль киевский, и город должен заниматься его организационными проблемами. Есть традиция во всем мире: фестиваль — лицо города. Кроме того, у нас существует целый ряд организаций, непосредственно занимающихся молодежью. Второй год не принимает участие наш Комитет по делам молодежи и спорта. То же самое, наверное, касается и Комитета молодежных организаций, которые были одним из соучредителей фестиваля. Мы все-таки ждем, что эти молодежные организации примут участие в нашем форуме. Это было бы существенно и, наверное, распределило бы организационные моменты, потому что не может только команда, дирекция решать все проблемы. А их очень много. Дальше, пока мы являемся оазисом в киноиндустрии, киноситуации в нашей стране. К моменту открытия был только один полнометражный украинский фильм, что в общем-то ненормально для такой державы, как Украина, — «Всем привет», картина Томашпольского, премьера которой была в конце зимы. При всех заверениях Министерства культуры, студии Довженко не была подготовлена к конкурсному показу картина «Мойщики автомобилей», которая нарушила наши конкурсные показы.
— Украинский фильм был поставлен в конкурс без селекционной комиссии?
— Это обычная практика многих международных кинофестивалей. Так в свое время Каннский фестиваль заранее взял картину Леоса Каракса «Пола Икс». Отводилось место режиссеру, который считался надеждой и состоялся во французском кинематографе. Любой международный кинофестиваль должен иметь свои национальные акценты. Нам сложнее, мы выбираем один из одного. По-разному оценена прессой украинская студенческая программа. Тем не менее она получила призы. Мы получили факсы Берлинского фестиваля и фестиваля «Кинотавр», которые приглашают к участию картину Марины Кондратьевой. Не так уж все плохо в нашем студенческом кино.
Продолжая тему, напомню: сегодня не существует проката. Мы просто отказывались от получения некоторых внеконкурсных картин, потому что нам негде было их показывать. Кинопалац и действующие кинозалы, которые мы задействовали: «Кинопанорама», «Киевская Русь» (малый зал, большой зал непригоден для просмотра), кинотеатр «Дружба», «Зоряний». «Киев» был на ремонте, «Украина», «Жовтень» еще не открылись. Когда мы делали первые шаги в международном фестивале, в нашем распоряжении было 10—15 залов, а сегодня их почти нет. Состояние кинотеатров в Киеве и в Украине просто удручающее. Дом кино, к сожалению, тоже не приспособлен для больших международных показов. Прекрасное уютное здание, в котором мы получали большую помощь от Союза кинематографистов и дирекции Дома кино. Но выше крыши не прыгнешь, потому что он сегодня не готов принимать международный кинофестиваль. Важным итогом нашего фестиваля был «круглый стол» по дистрибьюции. Мы не только установили определенные связи между поставщиками картин (как из-за рубежа, так и местными) и кинотеатрами, принято решение на следующем кинофестивале провести официальный международный кинорынок. Вопрос — где его проводить?! В Доме кино просто нет помещений.
— В этом году самые интересные внеконкурсные фильмы не вошли в формат показа Дома кино. В этом плане будет что-то делаться?
— Нужно иметь несколько фестивальных центров. Не только кинотеатров. Если бы в Доме кино было 14 залов, как мультиплексы, например, на кинофестивале в Роттердаме, то все можно сосредоточить. Тем не менее всегда существует выбор. И это совершенно естественно. В Доме кино проводятся основные конкурсные показы. Внеконкурсные распределяются по другим точкам. Нельзя сегодня построить фестиваль только по одной непрерывной цепочке, чтобы с утра до вечера можно было посмотреть все. Кто-то выбирает для себя классику или новомодное кино, конкурс или внеконкурсную программу. Это естественно.
— В этом году практически не было на фестивале звезд. В связи с чем это произошло?
— Мы вовремя отказались от приезда некоторых звезд, с которыми вели переговоры. Чтобы принимать их, нужно иметь гостиницы высокого уровня. К сожалению, финансовые возможности нашего фестиваля не могли позволить иметь еще 10—12 добавочных номеров в городе, чтобы принимать звезд уровня Жерара Депардье, Беаты Тышкевич, с которыми были предварительные соглашения. Леос Каракс, которому так понравился фестиваль в прошлом году, сам себе оплатил номер в гостинице «Днепр», чтобы принять участие в фестивале. Мы не готовы и не можем проводить такие фестивали, как Каннский или Берлинский, чтобы приглашать звезд масштаба Леонардо Ди Каприо, Тома Круза, Николь Кидман и т. д. Это все стоит очень больших денег. И я думаю, что в ближайшее время мы не будем вводить в наш бюджет такие расходы, как гонорар в 300 тыс. долларов Тому Крузу за его прибытие на один день фестиваля — то, что пытался сделать Московский фестиваль. Но, тем не менее, кино и фестиваль всегда связаны с появлением ярких имен. В этом году бюджет был несколько ниже, чем в прошлом году. Здесь нам всегда на помощь приходят наши партнеры и спонсоры. В течение года мы ведем большую работу по отбору программы, которую готовим вместе с телеканалом «1+1», нашим генеральным партнером. У нас впервые появился генеральный спонсор в лице торговой марки LUCKY STRIKE, и для нас это очень важно. Надеюсь, что мы будем с ними сотрудничать.
— Андрей, мне показалось, что фестивальная команда разрослась, очень много молодых. Но фестиваль такого уровня должны делать профессионалы, а получается, что профессионал один — ты.
— Это не так. Трансформация команды уже идет в течение нескольких лет, потому что фестиваль не дает возможности работать целый год. Люди находят какую-то хорошо оплачиваемую работу и уходят из фестиваля. Мы фактически вынуждены фестиваль делать на энтузиазме. Ни одна государственная организация не платит нам зарплату. В Москве существует большая организация «Интерфест», и вся команда, вплоть до отборочной комиссии, работает на постоянной зарплате.
— У меня сложилось впечатление, что в принципе нужно пересматривать если не идеологию, то формат фестиваля. Есть ли какие-то мысли по этому поводу и что вы собираетесь делать?
— Да, мы решили несколько изменить регламент следующего фестиваля. Нужно сделать так, чтобы сам рабочий просмотр не был перенасыщен, не переполнял бы конкурсную программу. В свое время мы стали чередовать две конкурсные категории раз в два года: дебют анимационный и дебют документальный. Это не очень интересно, потому что иногда приходят более старые фильмы. Решили сократить в следующем году конкурсные категории до трех: остается студенческая категория и общий короткий метр, куда войдут дебюты игровые, неигровые и анимация. И остается, конечно же, полнометражная категория, которую можно несколько расширить, потому что все-таки первый полнометражный фильм — это итог работы молодых от студенческой скамьи до большого жанра. Мы очень стараемся реанимировать прекрасный студенческий фестиваль «Пролог». Тогда бы могли перенести студенческую категорию с прекрасным названием «Пролог» на весну, затем осенью показать только победителей. В следующем году юбилей выдающегося актера и кинорежиссера Ивана Миколайчука, который получил первый приз в своей жизни на «Молодости» за картину «Вавилон- ХХ». Есть интересные вещи, которые связаны с историей отечественного кино.