"Молодость"-48: индийские ужасы и эстетичный эксперимент

Поделиться
"Молодость"-48: индийские ужасы и эстетичный эксперимент "Тумбад"
48-й КМКФ "Молодость" завершился.

Гран-при кинофестиваля, награду "Скифский олень" и денежную премию в 10 тыс. долл. США получила кинолента "Дикий" французского режиссера Камиля Видаля-Наке.

Жюри фестиваля не осталось равнодушным и к украинским лентам. Так, "Скифский олень" за лучший фильм в рамках национального конкурса и денежный приз (50 тыс. грн) получила лента "В радости, и только в радости" украинского режиссера Марины Рощиной. Кроме того, специальные дипломы жюри "Молодости" получили Никита Лыськов за свой анимационный фильм "Любовь" и Алексей Радынский - за документальную ленту "Цвет фасада: синий".

По просьбе ZN.UA авторитетные кинокритики и Олеся Анастасьева, Антон Фролов, Игорь Грабович и Ярослав Пидгора-Гвяздовский рассказали, какие фильмы из конкурсной и внеконкурсних программ фестиваля им запомнились больше всего. Пусть эти ленты и не получили наград, но, бесспорно, заслуживают зрительского внимания.

Олеся Анастасьева, киножурналист, член Общественного совета при Госкино:

- На кинофестивале "Молодость" мне удалось посмотреть весь национальный конкурс, то есть украинские короткометражки. Остановлюсь на трех из них, которые советую посмотреть. Возможно, вы увидите их в программах других украинских фестов или в кинотеатральном расписании, так что не прозевайте.

Студенческая игровая лента Виталия Кикотя "Человек с фотоаппаратом" не только была отобрана в национальный конкурс, но и стала единственной украинской работой, попавшей в международный конкурс в категорию "студенческое кино". Фильм переносит нас в Украину начала 1990-х годов. Фотограф Аристарх мечтает, чтобы его работы попали на фестивали, но вынужден зарабатывать, фотографируя трупы. Режиссеру удалось показать знакомые, но совсем не веселые сцены (такие, например, как милицейское рейдерство) с юмором. Зрители же, скорее всего, увидят в фильме много параллелей с Украиной сегодняшней: после просмотра "Человека с фотоаппаратом" возникает ощущение, что фотоаппараты за эти годы изменились, а люди - нет. И хотя семейные застолья теперь снимают не на камеры VHS, а селфи - на смартфон, герои этих селфи мало чем отличаются от героев из старых кассет. А еще - здесь много любви: герой любит людей и свою работу, а режиссер - героя своего фильма.

Анимационная работа Никиты Лыськова "Любовь", наоборот, показывает Украину сегодняшнюю: с маршрутками по кругу, декоммунизацией и стаями одноразовых целлофановых пакетов. Именно во время показа этого фильма зрители больше всего смеялись, а девушка, сидевшая рядом со мной, высказала желание познакомиться с режиссером, что можно считать высшим признанием работы. Кстати, "Любовь" попала в конкурсную программу короткометражных лент Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси (Франция).

Авторы же документальной ленты "Вдоль Стикса" ведут зрителей на кладбище. Казалось бы, там точно нет ничего смешного, но нет, смешное можно найти и там, если внимательно присмотреться, а главное - прислушаться. Фильм снимали Мария Стоянова, Юлия Данильчук, Мария Теребус, Людмила Параскива, Екатерина Рыбачук, Анастасия Фещук, Иван Бершадский, Алла Онопченко. Самое трудное - монтаж - доверили Марии Стояновой, которая очень хорошо справилась с этой задачей, придав фильму темп.

Все эти фильмы довольно разные, но объединяет их юмор, кое-где и черный, а также ирония, которая иногда пробивается сквозь слезы.

Антон Фролов, редактор cineast.com.ua, кинокритик:

- Отмечу картину "Тумбад" режиссера Рахи Анила: достаточно сказать, что это фильм ужасов индийского производства. И это не "стоп!" для просмотра этой ленты, поскольку никаких штампов из обычного индийского кино здесь нет. Авторы фильма использовали экзотическую мифологию с уникальными визуальными решениями.

Графика здесь необыкновенная и заметно выделяется из голливудского однообразия. Это кино обязательно следует увидеть, чтобы расширить свое визуальное восприятие.

Также заслуживает внимания постмодернистская комедия "Меланхоличка" - полнометражный дебют немецкого режиссера Сюзанне Гайнрих. Этот фильм собрал все основные тренды о девушках и женщинах-миллениалках. По идее, это должно было бы раздражать, отталкивать. Однако этого не происходит - фильм спасает образ рассказа. Сначала видишь кадры из обычных инстаграм-сториз. Вот только смелость картинок говорит, что это произведение сделано в стандартах снэпчата. Обычно такие повествования исчезают для публики через час. И поскольку это кино, то его просматривать можно раза три-четыре, чтобы разобраться в современной немецкой философии.

Лента от украинского режиссера Дмитрия Бондарчука "365 дней, также известные как год" - это монтажное кино, трудное в производстве и для просмотра. Фильм заставляет задуматься о датах и цифрах. На мой взгляд, место такого произведения именно в галереях современного искусства. Дмитрий Бондарчук очередной раз убедительно показывает зрителю, что он невнимательный и мало смотрит кино.

Игорь Грабович, кинокритик:

- Каждый из фильмов, о которых я сейчас скажу, не просто затрагивает актуальную и вместе с тем универсальную тему, касающуюся многих стран Старой и Новой Европы, но и экспериментирует с кинематографической формой, которая всегда бросает вызов своим творцам.

Наиболее универсальной мне представляется грузинская лента "Соседи" Гигиши Абашидзе, которая рассказывает о старом жилом доме в Тбилиси, к которому однажды проявляют интерес некоторые инвесторы, желающие на его месте построить новое современное сооружение. Для этого они предлагают владельцам квартир выкупить их квадратные метры. Большинство жителей согласны с предложенной ценой, но одна семья, которая сделала в своей квартире капитальный ремонт и взяла для этого кредит, не соглашается. Она хочет вернуть потраченное. На этой почве между жителями происходит конфликт, который выливается в трагедию.

Этот фильм, очевидно, больше метафора, чем реалистический рассказ, однако это тот случай, когда стандартная метафора работает. Все мы хотим построить новый дом вместо старого, однако не можем прийти к согласию о простых вещах, которые неожиданно оказываются принципиальными.

Польский фильм "Духовенство" Войцеха Смаржовского рассказывает об очень национальной и вместе с тем актуальной для многих католических стран ситуации, связанной со злоупотреблениями священнослужителей. Речь идет о преступлениях на сексуальной почве, в частности педофилии, но не только. В фильме католическая церковь показана как полностью коррумпированная структура, которая не гнушается ничем ради достижения своих целей. Фильм довольно прямолинейный, и режиссер прибегает к грубым приемам, вполне, однако, созвучным художественной задаче. Перед нами довольно критический взгляд на польскую национальную и духовную жизнь. И все же самое важное в картине не столько критика церкви, сколько способность отдельных героев покаяться и изменить свое поведение. Несмотря на его эксцентричность, перед нами вполне христианский фильм.

Лента "Мне все равно, если история назовет нас варварами" Раду Жуде рассказывает о некоем эстетическом эксперименте, который ставит в румынской столице местная художница: на одной из площадей она проводит театральное действо, суть которого - напомнить румынам об их преступлениях во время Второй мировой войны. Речь идет о массовых убийствах евреев в Одессе, которые произошли в октябре 1941 г., после того, как был подорван штаб румынской армии. Тогда погибло тридцать тысяч евреев.

Фильм снят в традициях "румынской новой волны", которая всегда держится на хорошо прописанных сценариях. Самое важное в этих сценариях - эпизоды-диспуты, в которых персонажи стараются выяснить какую-то важную общественную проблему. В фильме таких дискуссий несколько, однако самая длинная - с чиновником от культуры, который пытается убедить художницу внести коррективы в ее художественный замысел. В конце концов запланированное действо происходит, однако оно производит совсем не тот эффект на публику, которого ожидала автор.

Все эти три ленты выходят за сугубо эстетические пределы и являются высказыванием на важные общественные темы. Каждый из этих фильмов убедителен по-своему, однако все они - пример смелого и отчасти радикального кинематографа, которого так не хватает в Украине.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, кинокритик:

- Во время фестиваля состоялась премьера украинского документального фильма режиссера Олеси Моргунец-Исаенко "Рубеж. Грубешевская операция", на который я обратил особое внимание. Лента рассказывает об уникальном случае в истории Украины, когда в 1946 г. воины УПА и польской Армии Крайовой совместно приняли участие в одном из боев.

О том, что часть украинцев и поляков одинаково ненавидели коммунистический режим, у нас до какого-то времени вообще не говорили. Интересна и режиссерская находка в этом фильме. Он вроде бы и документальный, сценарий базируется на результатах кропотливой работы с архивными материалами, но в нем применен художественный прием, чтобы представить и украинскую, и польскую точки зрения на событии. Этот прием - закадровые голоса украинца и поляка, которые иногда соглашаются друг с другом, а порой же дискутируют и спорят между собой.

Документальная лента "Память: Как появился "Чужой" американского кинематографиста Александра О.Филиппа - еще один фильм, который я советую между прочим посмотреть. Это повествование о работе швейцарского художника Гигера, а также о мире, созданном им для культового фильма Ридли Скотта "Чужой" (1979). Автор этого документального фильма рассказывает, кто такой Чужой, почему он появился и как повлиял на дальнейшее развитие киноискусства, а также объясняет, какие идеи были рождены популярностью этого монстра. Мне лично пришло в голову, что "Чужой" - этакий идеальный антигейский фильм, который показывает, к чему может привести распространение концепта гомосексуальности в культуре.

Еще одна лента, достойная внимания, - экспериментальный фильм Александра Шапиро "Здесь и сейчас". Шапиро - умный человек, и в своем фильме, который он снял по своему же сценарию, рассказывает об одной из интересных теорий - "здесь и сейчас"… Но рассказывает так сложно, что постичь его замысел сможет не каждый. Впрочем, и просто так забыть это кино не получится, даже если не все в нем вам будет понятно. Вы надолго попадете в плен к этому режиссеру и будете поражены его дерзостью относительно подавляющего большинства того, что обычно показывают наши кинотеатры.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме