странные игры играем мы сегодня со временем. Еще недавно все было просто и понятно: бесконечная погоня за манящей и мерцающей, но по определению недостижимой современностью; безжалостное и равнодушное отторжение дня вчерашнего и - как признак хорошего тона, особого эстетства (или просто мудрости?) - приятственная симпатия к подернутому нежной дымкой идеализации прошлому. Но как-то незаметно понятие прошлого начало смещаться, оплывать. Оставим вещи незыблемые - первые зубы мамонтов, павлиньи перышки в патрицианских садах Рима и плохо приготовленных средневековых еретиков. Речь идет о прошлом, соизмеримом с жизнью человека - конкретного человека. Еще недавно этим словом определялись события 50-летней давности. Позже - 20-30-летней. Сейчас далекое, уже забытое и вновь интригующее прошлое отстоит от нас всего на каких-то 10 лет. Полоска «сегодня» становится все более узкой, и глядите-ка: сандалии наши уже полны воды. Что же делать? Да снять их вовсе и весело шлепать по всей этой теплой луже времени! А мы так и делаем - во всяком случае, некоторые из нас.
Начиналось все вполне безобидно - просто «обращаться к прошлому» стало модным. Но после того, как в поисках все нового и нового прошлого. Прошлись по 70-м, 60-м, 50-м, заглянули в 20-е и 30-е, а сейчас уже жадно рвут на части еще теплые 80-е, произошла катастрофа. Идея убила сама себя. Понятия стилизации, ре-мейка и просто старой вещи потеряли свой первоначальный смысл. В самом деле: если все старое априори модно, то что же есть «новое» модное? И можно ли назвать ре-мейком вещь, взятую из витрины музея, если она превращена в витрину магазина?.. Если же вспомнить, что туалеты «с барахолки» издавна были отличительным признаком узкого круга «продвинутых» эстетов, а теперь их промышленно шьют и столь же промышленно покупают, то нужно признать, что «хронологический» подход к выбору одежды себя несколько изжил и пора придумать новый способ одеваться стильно.
Что ж, пожалуйста - свой рецепт «новой стильности» предложила способным им воспользоваться известный одесский модельер Ирина Дратва, показав в одесском клубе «TV» коллекцию «антикварных» платьев под названием «Реинкарнация №9». Коллекция состояла из вещей, купленных в second-hand и найденных в «частных собраниях». Но это не был уже привычный «секондовский» показ. Ирина не выбирала старые платья, которые смотрелись бы современно. Она подобрала самые странные, дикие, невозможные сегодня модели и еще подчеркнула их оригинальность (только некоторые платья были немного ушиты, большинство лишь усилено аксессуарами).
Для подиума Ира выбрала узкую и длинную, почти как гимнастическое бревно, скамейку, установленную в центре танцпола. Естественно, разминуться на этой «жердочке» было нельзя - каждая модель показывалась в одиночестве. И это отсутствие окружения и единственность в черной яме танцзала мгновенно вырывало платье из любого контекста. И синее шелковое платье с «резинкой» внизу, и бесформенный пестрый балахон, и очень вечернее полиэстеровое чудовище с огромными розами, и еще одно в цветочек, и трикотажное полосатое, и, наконец, черное, почти шанелевское, с юбкой как занавес в театре и бисерной вышивкой на груди - все они смотрелись просто суперстильно. Появлялась новая модель - и голова шла кругом: «Что же такое «модно»?
Последнее платье показывала сама дизайнер, и ответ явился - модно быть выразительной, яркой и уметь оценить выразительность любой вещи и явления, даже если они не в моде. Не нужно бояться - они станут модными от того, что ты их оценила - конечно, если у тебя достаточно смелости и сил.