Мобилка под президентской елкой

20 января, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 2, 20 января-27 января 2006г.
Отправить
Отправить

Почти месяц на главной концертной площадке страны — во дворце «Украина» — веселился и ликовал «весь народ»...

Почти месяц на главной концертной площадке страны — во дворце «Украина» — веселился и ликовал «весь народ». Главная елка страны регулярно собирала под своими гирляндами более чем благодарную аудиторию — не только из столицы, но и из самых дальних регионов. Представление назвали «Волшебный подарок Деда Мороза», режиссировали шоу Игорь Шуб и Виолетта Мозговая.

Длилось представление сорок пять минут. Как школьный урок. За это время, по мнению авторов, даже самые маленькие зрители не устанут и не заскучают. Шоу должно было получиться динамичным и легким для восприятия. И для этого со сцены был сброшен почти весь классический «балласт». Прежде всего, игры, конкурсы и прочие массовые затеи были перенесены в фойе. Там детей развлекали почти час до начала представления. И все бы хорошо, вот только родителям пришлось нелегко. Ведь, кроме традиционных конфетно-плюшевых подарков, на каждом углу ребенка поджидало целое море завлекалок — блестящие парики, противные дуделки, воздушные шарики в виде огромных молотков… Глаза разбегались. Мамы и бабушки пребывали на грани истерики от бесконечных «Купи!!!» и спешили укрыться от глянцево-дребезжащей лавины в зале. А там с двух больших экранов — реклама шоколадных батончиков… Что поделаешь, спонсоры «за так» не работают. Спасибо еще, что на сцене не отплясывала какая-нибудь клуша с логотипом известной птицефабрики…

Избавились авторы сценария и от традиционных сказочных персонажей (Бармалея, Буратино, Красной Шапочки, Ивасика-Телесика с Бабой-ягой, Кота в сапогах и прочей живности). Не было, к счастью, и новомодных телепузиков с покемонами. Действующие лица — от рокеров до колядников — появлялись на сцене неожиданно...

Еще одним «утяжеляющим» фактором были признаны классические сюжетные коллизии. В результате за бортом осталась борьба Добра и Зла и, следовательно, всяческие темные силы. В сказке-2006 никого и ничего не похищают, не строят коварных планов по захвату мира и срыву праздника. Интрига закручивается вокруг Мобильного Мальчика-телефончика, которого Дед Мороз решил подарить главным героям — непослушному брату и послушной сестре (вместо традиционного мальчика-зайчика). С непременным условием не нажимать на кнопки до его прихода. Кнопочки, естественно, были нажаты. И понеслось-завертелось путешествие по сказочным мирам. Из страны цветов ребята попадают во дворец Аладдина, а оттуда джинн переносит их к нью-йоркским небоскребам и банде байкеров, предводительница которых — Королева высокой энергии — заряжает детям мобильник. Следующим пунктом путешествия оказывается предрождественская Диканька. Казаки-запорожцы на сей раз никого не спасают, только сильно удивляются современной одежде детей, не поразившей даже волшебников Древнего Востока. И вот, наконец, нажата «правильная» кнопка — и путешественники снова оказываются во дворце, где в окружении веселых собачек являются к ним Дед Мороз со Снегурочкой (не на помощь, а так, повеселиться вместе со всеми).

Чудеса сыпались лавиной. Из ниоткуда возникали целые гирлянды цветов, исчезали в магическом ящике восточные барышни, гибкие грации парили в воздухе, посыпая зрителей серебристым снегом, а по сцене с ревом носились мотоциклы, на которых крутили сальто лихие байкеры, байкерши и байкерята. Зрелище изобиловало качественными и интересными спецэффектами: в ход пошли лазеры и видеоинсталляции, пиротехника и мыльные пузыри, пена и дым… Артисты, даже самые маленькие, работали на совесть. Сцену то и дело атаковали орды танцовщиков, иллюзионистов, акробатов и дрессированных зверей, умудряясь при этом не только не мешать, но и дополнять друг друга.

Дети, кажется, остались довольны. На вопрос, что понравилось больше всего, отвечали: «Все!». Такого восприятия шоу, возможно, и добивались создатели. Поэтому и имен участников, особенно знаменитых и заслуженных, в афише не указывали. Не хотели, чтобы просмотр спектакля превратился в выискивание отдельных лиц. Правда, особой звездностью нынешний состав артистов и не блистал…

Но проблема заключалась отнюдь не в этом, а в нехватке времени. Артисты впервые вышли на сцену… за два дня до премьеры (!). Хотя, по сути, подготовку к мероприятию такого масштаба следовало бы начать еще в сентябре-октябре.

Вначале, как правило, создается сценарий, он обрастает концертными номерами. Здесь произошло наоборот: постановщики оценили, какие номера можно показать, скомпоновали их тематически и… объединили некоей сюжетной линией. Эксперимент занятный. Но в результате «скоросшивания» из швов кое-где торчали и не совсем аккуратные нитки.

Поэтому сборная солянка получилась из песен. Не написанные специально для шоу, они казались неуместными и не очень понятными, особенно малышам.

Страстный танец живота восточных танцовщиц, сексуально-агрессивная леди-байкерша вызвали дикий восторг… у девочек. Ну и кто теперь на сказочном балу-маскараде, да и в жизни, захочет быть нежной Дюймовочкой, скромной Золушкой, хрупкой Снежинкой?

В Багдаде Аладдина неожиданно очутились пирамида Хеопса, древнеегипетские рельефы и китайский волшебный ящик с драконом. Неужели мир арабских сказок сам по себе недостаточно многогранен и нужно было непременно разбавлять его другими экзотическими примесями, чтобы мало не показалось? От такого «всего Востока в одном флаконе» у детей в голове — культурная каша.

А тете, затянутой в черную кожу, никогда не стать королевой байкеров. Таков уж закон в их строгом сообществе: женщина на мотоцикле — не байкер, как бы здорово она ни водила… А впрочем, это же сказка! В ней случается все…

Только вот получилась ли сказка? Захватывающее повествование, в котором ребенок не только разглядывает яркие картинки, но и сопереживает главным героям, тревожится и радуется вместе с ними? Главным героям представления сочувствовать не очень-то и получается: трудным, опасным их сказочное путешествие вряд ли назовешь, а если случится какая-нибудь мелкая неприятность, на помощь тут же приходят взрослые. Шалости вознаграждаются, ничего доброго и благородного герои не делают — да, в принципе, и вообще ничего не делают. Как и маленький зритель, который не участвует душой в спектакле, а просто сидит и потребляет веселое шоу, особо не задумываясь. И когда в финале Дед Мороз благодушно спрашивает у непослушного мальчишки, понял ли тот, что старших надо слушаться, вывод напрашивается один: не надо их слушаться никогда! Тогда есть шанс узнать много интересного и захватывающего…

Авторы сценария решили отказаться от назиданий и поучений. Но хорошая сказка тем и замечательна, что и развлекает, и учит, хотя открыто не поучает. Учит различать добро и зло, любить и ненавидеть. Воспитывает хороший вкус и глубину чувств.

Игорь Шуб, режиссер-постановщик «Волшебного подарка Деда Мороза»:

— Сказкой детей сейчас увлечь труднее, чем реальностью. Новые сказки должны сочиняться на современном языке. И с этим трудно поспорить. В сказки нового времени должны приходить и «свежие» герои, и современные «примочки». Вместе с тем лучшие сказки — всегда вне времени, а налет старины придает им особое очарование…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК