Мистические измерения современной живописи

05 ноября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 5 ноября-12 ноября 2004г.
Отправить
Отправить

Современная культура перенасыщена бытовым мистицизмом, навязчиво сопровождающим жизнь человека неисчислимым количеством псевдопророков и псевдопророчеств, гороскопов и гаданий...

Современная культура перенасыщена бытовым мистицизмом, навязчиво сопровождающим жизнь человека неисчислимым количеством псевдопророков и псевдопророчеств, гороскопов и гаданий. Это свидетельствует прежде всего о том, что потребность в мистике остается необходимым компонентом и в современном, почти уже лишенном волшебства мире, помогает человеку адаптироваться к его условиям. А с другой стороны, это нивелирует и упрощает значение некоторых явлений, сводя его до уровня семиотической иллюзии массовой культуры.

Но существуют и обратные процессы. Выставка художницы Илоны Сильваши «ТАРОделия» — попытка вернуть или переоткрыть мистические измерения такого транскультурного явления, как карты Таро. Уже почти семь столетий они известны в Европе, а сейчас превратились в популярный способ познания судьбы. Хотя это существенно ограничивает игру смыслов, которую они способны продуцировать. Символика карт, связанная с Древней Грецией, кабалой, астрологией, нумерологией, и возможные коды доступа к высшей реальности и эзотерической мудрости издавна привлекают внимание не только непосредственных носителей этой культурной традиции, но и высоколобых исследователей, художников — здесь следует вспомнить Босха и Дюрера. Один из недавних формальных экспериментов — известный роман Милорада Павича «Последняя любовь в Константинополе», в котором последовательность разделов так же, как и судьбы персонажей, зависит от расположения карт.

«ТАРОделия» Илоны Сильваши — интерпретации известных шифров, десять картин — как десять карт из 21 Старших Арканов Таро. Как и у карт, у них соответствующие названия и номера. Некоторые из них являются диптихами — этим подчеркивается их важность для автора и возможного интерпретатора. Картины-карты далеки от канонических карт Таро — как по размерам, так и по технике исполнения. Это импровизации на тему мистической символики, которая пришла из глубины веков и слоев различных культурных традиций и способна открыть человеку его судьбу во всем многообразии смыслов. Автор изменяет иконографию карт, беря лишь определенные элементы, самые важные в том или ином контексте. Открывает выставку «Шут» — это нулевая, центральная и последняя карта Старших Арканов Таро. Она является одновременно и введением, и заключением выставки, размышлениями над миром земным и внеземным, и бегством от обоих, ведь шут-трикстер — фигура пограничная, то исчезающая, то появляющаяся снова в лабиринтах тайного сада. «Карта №16. Башня» и «Карта № 8. Сила» — наиболее приближены по сюжету к картам, в то время как на других появляются вполне нестандартные решения. Меняются и названия — «Карта № 6. Влюбленные» превратились во «Влюбленных, спасающихся от преследования». Вместо статики символического изображения в картину привнесена динамика действенности, две фигуры, смещенные к левому нижнему углу диптиха, белый фон и общее ощущения метафизического напряжения вызывают почти кинематографический драматизм. Ведь современная жизнь двигается в бешеном темпе бегства и поисков, а поэтому и символика, предвещающая определенные ее состояния, должна быть соответствующей. «Карта №10. Колесо Фортуны» — также авторская переработка сюжета, открывающая новые пласты значения. Красный цвет, фигура, вслепую ищущая дорогу жизни, передают тревогу человека перед неумолимой судьбой, случаем, возможностью и невозможностью выбора, спасения от опасности или обреченностью. «Карта № 19. Солнце (Бассейн №1)» и «Карта №18. Месяц (Бассейн №2)», «Карта
№ 1. Маг» и другие, выбранные художницей из Старших Арканов, демонстрируют собственную художественную систему, выработанную с целью наиболее полно передать ощущение тайны и возможности ее познания через мистическое измерение. Вырабатывается собственная символика знаков судьбы, которые через всплески краски на полотне картин делают их образный мир еще более таинственным.

Точная интерпретация карт шифров Таро неизвестна. Поэтому у автора и зрителей есть возможность поразмышлять над раскрытыми смыслами. Название «ТАРОделия» — означает, по мнению художницы, способность каждого, кто входит в процесс принятия художественной интерпретации, углубиться в свет символов Таро.

Илона Сильваши не впервые обращается к мистической тематике, но каждый раз это новое ее измерение, новое художественное решение. Мистическое является формой существования человека в культуре. В сфере художественной мысли — это пространство экспериментов с формой и содержанием, которое всегда будет сопровождаться желанием найти новый и новый способ достичь иных уровней бытия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК