На протяжении последних тридцати лет ситуация в украинском искусстве менялась несколько раз — вместе с изменением ситуации в стране и мире, обществе и культуре. Зафиксировать этот период во всех его вариациях сложно, упорядочить созданный за это время материал в целостную картину смог бы лишь автор, создавший немало статей и монографий, посвященных украинскому искусству, человек, способный широко и вдумчиво смотреть на события современной культуры. Книга О.Петровой «Мистецтвознавчі рефлексії» — сборник написанных в течение тридцати лет, с конца 70-х годов ХХ века и до наших дней, статей, рассказывающих о ситуации в украинском изобразительном искусстве этого же периода в именах (50 статей являются творческими портретами художников), событиях (наиболее важные выставки и проекты своего времени) и проблемах (как теоретических, так и общественных), — как раз и является попыткой воссоздать эту картину во всем ее разнообразии. Это издание синтетическое, оно объединяет историю, теорию и критику искусства в авторской интерпретации.
Ю.Луцкевич. «О.Петрова. Искусствовед». 1987 |
С конца 70-х годов ХХ века очерки Ольги Петровой начали появляться в московских журналах «Творчество», «Декоративное искусство СССР», альманахе «Советское искусствознание». В 70—80-х годах их издание, как, собственно, и бытие украинского искусства, свободного от официоза и соцреализма, усложнялось, иногда до невозможности, государственной политикой и жесткой системой соответствий нормам стиля. Появление сборника — попытка подвести итоги индивидуального поиска и одновременно (что признает сам автор) — провокация, побуждение к действиям в области критического искусствоведческого дискурса.
Современная мировая ситуация в критической мысли характеризуется избытком интерпретаций, поэтому для исследователей все более важны стилевые характеристики их разработок. Культурология ХХ столетия объединила философский и поэтический дискурсы, определяя последний как могущий организовать познание как игру, скольжение и выскальзывание из-под власти устоявшихся схем познания. Авторы вольны вырабатывать собственные концепты для объяснения явлений мира. Ольга Петрова использует свой язык для характеристики явлений искусства, их языка и способа выражения, функционирующих по принципам, отличным от функционирования письменного слова. Результат перекодирования всегда эмоциональный и конвенционный. Искусствоведческие исследования сложно читать без иллюстративного материала. Если автор сам непосредственно участвует в обоих процессах — художественном и интерпретаторском, то это создает необыкновенный синтез субъекта и объекта исследований, экспрессии и научности, поэтичности и общественной позиции.
Экспрессия ощущается сразу же, с первого взгляда на издание, художественное решение которого — красное по черному: на обложке — картина Сергея Панича «Волаючий». Текст — барокковая диагональ, придающая ему художественную выразительность еще до начала чтения. Много иллюстраций — как черно-белых, непосредственно в тексте, так и цветных. Чувствуется ответственность автора за каждый элемент оформления — как перед собой, художником и критиком, так и перед читателем.
«Мистецтвознавчі рефлексії» — книга экспрессивная, но вместе с тем это полностью упорядоченный сборник. Он состоит из четырех разделов, перекликающихся между собой, а потому окончательные выводы и завершенную картину можно получить, лишь прочитав книгу до конца. Первый раздел — «Естетико-культурологічні засади образотворчого мистецтва в Україні на межі ХХ та ХХІ століть» — посвящен теоретическим вопросам, общей проблематике украинского искусства в его поливариантности. «Про сприйняття народної спадщини професійним художником», «Соцреалізм у типологічній системі стилів», «Щодо визначення терміна «сучасне мистецтво» — такие разнообразные темы освещаются в статьях разных лет. Одним из интереснейших исследований является «Метафізика українського нефігуративу на межі ХХ і ХХІ століть». История и теория украинского абстракционизма, его философское обоснование, истоки и современное существование, самые выдающиеся представители — большое количество информации выстраивается в целостную картину, текст которой балансирует на грани научного исследования и почти художественного произведения.
Второй раздел книги называется «За межею соцреалізму (кінець 60-х — початок 80-х років)». Собранные в нем материалы создавались как параллельно художественному процессу того времени — статьи, датированные 1975, 1976, 1983 гг., — тогда они фактически открыли широкой общественности группу неофициальных художников; так и недавно как ретроспекции. В советское время искусство, не укладывающееся в традиционные схемы интерпретированного властью художественного процесса, существовало в условиях постоянного напряжения, угрозы и запретов, которые были не виртуально-гипотетическими, а действовали прямо и часто попадали в цель. Судьбы многих художников того времени, сознательно или бессознательно не вписывавшихся в систему искусства или в национальный состав, складывались трагически. История искусства 70-х, находящегося в оппозиции, написана не была — и потому этот раздел в книге является чрезвычайно ценным свидетельством того времени, дополненным взвешенным искусствоведческим материалом. Алла Горская, Григорий Гавриленко, Ольга Рапай, Галина Неледва, Татьяна Яблонская, Михаил Грицюк. Творческие портреты и подробные анализы отдельных работ. Темы искусства того периода — нетрадиционная графика, энергия сюжета, фольклорные фантазии, Данте Алигьери как новая жизнь. Нервные, неровные, стремительные — эти тексты являются слепком того времени, еще не успевшим застыть в монумент, в них объединены история искусства, драматическая публицистика и большое уважение к таланту, отважившемуся противостоять запретам.
«Мистецтво нонконформістів 80-х років ХХ століття» открывает читателю Виктора Рыжиха, Зою Лерман, Сергея Якутовича, Валентина Гордийчука, Юрия Луцкевича, Александра Ивахненко, Владимира Бовкуна, Михаила Глейзера, Анатолия Лымарева, Тиберия Сильваши, Любовь Раппопорт, Матвея Вайсберга и других. Некоторые из этих авторов ушли из жизни, некоторые продолжают творить историю украинского искусства и принадлежат не только 80-м, но и современности, но на тот период приходится формирование тех черт их творчества, которые стали определяющими в дальнейшем. Очерки как освещают общую ситуацию, так и позволяют почувствовать каждую отдельную творческую индивидуальность в ее ярком, неповторимом выражении. Последняя статья раздела «Світ на трьох китах (Седнів-89)» — это переход к новому, называющемуся «Полістилізм вільного мистецтва (90-ті рр. ХХ — початок ХХІ століття)». Современное искусство Украины — явление сложное и многокомпонентное, оно еще должно пройти испытание временем, как и исследования, ему посвященные. В книге рассмотрена как общая его характеристика, так и творческие портреты отдельных представителей этого искусства — Александра Животкова, Елены Рыжих, Александра Бабака, Любомира Ведмедя, Николая Бабака, Анатолия Криволапа, Петра Лебединца, Евгения Найдена, Николая Журавля, а также Олега Голосия, Арсена Савадова, Павла Макова и других. Этот раздел охватывает не только широкий круг фигур и проблем, но и широкую географию — Киев, Львов, Харьков, Черкассы. Рефлексии этого раздела оперируют с современным материалом и являются непосредственной реакцией на парадоксы экспериментаторства, его неоднозначность, усложненность и парадоксальность.
«Мистецтвознавчі рефлексії», по выражению автора, сделали возможным бесконечное удивление перед явлением творческого дарования, данного человеку. Книга Ольги Петровой — результат продолжительного наблюдения за художественным процессом и большого труда по его освещению и упорядочению. Собранный материал позволяет сформировать целостный корпус знаний об искусстве Украины последних 30 лет. Подбор творческих портретов уникален по объему и авторам. Статьи написаны захватывающе, иногда своеобразно, критически и даже декларативно, но всегда бескомпромиссно, искренне и профессионально. Это — итог и вместе с тем весомый вклад в искусствоведческий процесс и критику искусства, хотя автор не абсолютизирует полученный результат и считает монографию лишь вступлением, основой для более широкого освещения и познания истории украинского искусства, что может сделать только весь корпус искусствоведов.