Анатолий Гайдамака |
Похоже, в ближайшее время нас ожидает одна, но архиважная культурная «стройка века». Быть может, даже похлеще, чем сооружение египетских пирамид. Во всяком случае, первые лица страны держат под неусыпным контролем ход работ на «Арсенале», которому уготована участь музейного комплекса под названием «Мистецький Арсенал». Скульптор Анатолий Гайдамака, друг и советник Виктора Андреевича, значится в списках правительственной комиссии по вопросу «перековки» арсенальной брони на башню из слоновой кости. В эксклюзивном интервью «ЗН» г-н Гайдамака поведал о некоторых малоизвестных и довольно сенсационных подробностях в связи с текущей «стройкой века».
— Сегодня много говорят о том, что новострой «Мистецького Арсеналу» может частично «поглотить» даже священную Лавру… Или они объединятся?.. Это вымыслы врагов или за подобной информацией скрывается что-то конкретное?
— В советское время завод «Арсенал» строил ракеты «Сатана» напротив Лавры. Об этом знали единицы, это не обсуждалось, и подобное соседство никого не смущало.
Создание «Арсенала искусств» способно изменить лицо и настроение центра Киева. Что мы знаем об Арсенале? Нам виден только его фасад, изрешеченный пулями. Остальные части Арсенала наглухо затянуты забором. Никто даже представить себе не может, какая мощная красота сокрыта среди хлама, скопившегося веками за высокими стенами. Да наш Арсенал — одна из крупнейших цитаделей в Европе. Когда миру откроется эта крепость, он будет потрясен.
— Знаю, что вы не очень жалуете Мариинский дворец. По каким-то историческим причинам?
— Наша идея связана еще и с тем, чтобы уйти из Мариинского... Сколько можно возводить в культ не лучшую страницу нашей истории?
Те, кто знаком с историей, знают, что это не дворец, а всего лишь левый флигель. Дворец собирались воздвигнуть посредине, а справа от центра пристроить симметрично такой же флигель. Эти планы связаны не с лучшим периодом в истории Украины. По решению Елизаветы Киев должен был стать южной столицей империи. К ее переезду готовились. Была создана Андреевская церковь, заложен огромный Арсенал, параллельно строился дворец. По проектам тех времен, предполагалось, что от Мариинского до Лавры будет разбит царский парк. Но Елизавета не завершила задуманное, а Павлу оказалось это не нужно. Так флигель и застыл в пустоте до тридцатых годов. До тех пор, пока этой площадью не распорядились по-своему.
— И как же ею распорядились?
— Сначала возникла необходимость построить «Гастроном». Позже для полной «гармонии» добавили монолитное здание Верховного Совета. В этом здании отразилось отношение одного времени к другому. Что поделать, у Советов была мания: затмить серым масштабом царское изящество. И даже теперь мы не можем оставить это место в покое. Когда уже всем известно, что парк около Верховной Рады — не что иное, как кладбище времен революции и всех войн. Вроде бы мы уже поняли, что нужно уважать свою историю, но нет, начали разрушать парк. Построили на улице Грушевского свечку номер девять, выше холма…
— Как думаете, чем закончится эта строительная схватка?
— А за эту свечку до сих пор продолжается битва. Хочется поскорее уйти с этого нечистого места в Арсенал. Перенести приемы на государственном уровне в Лавру, объединив исторические памятники в грандиозный комплекс. Да у нас есть чем гордится. Наверное, все обратили внимание, как Буш во время встречи с Путиным в Кремле во все стороны крутил головой. У Америки нет такой истории... Посмотрите на задник, на котором выступают все президенты США: звездный флаг, синий фон, впереди — трибуна. Все это похоже на сельский клуб.
— Может такое случиться, зная эстетические приоритеты нынешних власть имущих, что и какой-то уголок Лавры вдруг окажется одной из резиденций президента?
— Лавра останется тем, чем она есть сейчас. Она не станет закрытой зоной. В ней, правда, может появиться один зал для торжественных правительственных приемов. А дальше делегация, в зависимости от уровня и ранга, может обойти с экскурсионной программой Лавру, после чего перейти в Арсенал. На первом этаже одного из зданий под куполом девятиметровых потолков и полукруглых арок впечатляюще будет смотреться музей истории Украины. Каждый зал станет как бы погружением в эпоху. Проходя под арками, расстояние в двести метров, экскурсанты символично пройдут через века и познакомятся с историей Украины со времен Ярослава Мудрого до наших дней. Возьмем, к примеру, период казачества. Внешние стены арок символично украсят казацкие грамоты, потолки — гербы казацких атаманов и старшин.
— Где вы возьмете такое количество экспонатов? Чья вообще это идея?
— Моя. Сколько занимаюсь созданием и оформлением музеев, столько и поражаюсь, куда деваются следы нашей истории. Мало того, что мы сами ее не берегли, так нам еще и помогали: бесконечно грабили, оставляя в лучшем случае черепки. Храмы разрушали, скифское золото вывозили. Эрмитаж заполнен нашими экспонатами. В свое время Шелест пытался приостановить вывоз тех крох, что у нас завалялись, так и он по шапке получил.
Зато Британский и Каирский музеи поражают обилием экспонатов. Там не нужно ничего выдумывать: показал гробницу, к ней подвесил табличку и все... Великолепие поражает само по себе. У нас же всегда по бедности нужно выкручиваться. Выдумывать экспозиции, искать символы, чтобы обыграть имеющиеся мелочи.
— У вас есть личный опыт в этом вопросе?
— Так у меня было с литературным музеем в Одессе. Казалось бы, дела не так уж давно минувших дней, а личных вещей знаменитейших одесситов в их родном городе практически не оказалось. Хорошо с Ильфом и Петровым — одна чернильница на двоих, один стул, одна кепка. Ставишь зеркало, и получается всего по два, и символ всем понятный. Или Юрий Олеша. Остались одни книги. Пришло на память «Не дня без строчки». И на стене в одну строчку все: с чего начал, что успел.
С казацкими грамотами сложнее. Их у нас нет. Придется собирать по всему миру копии хотя бы на электронных носителях. Что-то попросим в Стамбуле, и Стокгольме, что-то отыщем в архивах Польши и России. Создадим стилизацию под эпоху или на позолоченных пластинах выгравируем, а снизу честно подпишем «копия», оригинал хранится там-то. А если кто-то захочет углубиться в историю, здесь же в Арсенале сможет зайти в исторический
музей…
— Понимаю правильно: в Арсенал собираются перенести еще и Исторический музей?
— Исторический музей, который сейчас находится в школе, должен весь переехать в Арсенал. Со всеми фондами и дирекцией. В Арсенал переселится и музей декоративного искусства. Это душа народа, а содержится он в ужасном состоянии. Многие из народных мастеров — Билокур, Примаченко — давно стали для нас классиками. Правда, это все произойдет не завтра. На реализацию всего проекта отмерено пять лет. В первую очередь нужно расчистить территорию. Ведь она завалена вентиляционными трубами, мусором, застроена бараками, складами, ангарами, гаражами. Старая крепость в течение века варварски использовалась. Мы сами еще не подозреваем, сколько всего таит в себе Арсенал.
Эту крепость достраивал еще Мазепа. Недавно рабочие на разборке завалов наткнулись на плотно сколоченные бревна с заточенными концами. Оказалось, деревянный частокол, оборонительные сооружения, возраст которых сразу и не распознаешь. Нет сомнений, что у Арсенала существовала и подземная жизнь. За ним идут оборонительные валы, по которым сейчас можно современным «джипом» проехать. Раньше к этим валам пара лошадей тянула пушку на лафете по подземным галереям. Галереи начинались с территории крепости и туннелями простирались до валов. По подземным галереям можно было дотянуть пушку до улицы Щорса, где сейчас расположен военный госпиталь. Там недавно при строительстве дома №44 наткнулись на пустоты. Это и есть ответвления туннеля. Около кафе «Эврика» построен высотный дом. Он точно стоит на подземных туннелях. У всех этих подземных труб один диаметр — шесть метров.
— Удалось ли проследить, куда ведут подземные ходы, или это разговор на уровне предположений?
— Они же завалены! Это сейчас мы стали говорить о подобном. В советское время находили, строили и помалкивали. Тогда, наверное, при рытье котлованов ни раз упирались в подземные ходы. Как с ними поступали раньше, история умалчивает. Сейчас уже невозможно уловить единое пространство, приходится догадываться о нем только по фрагментам. Возможно, нам удастся добыть первоначальную схему в петербургских архивах. В том, что ходы были известны КГБ, у нас нет сомнений. Найдены фрагменты труб такого же диаметра, изготовленные в советское время. Видимо, они примыкают и соединяют старые проходы. Не исключено, что и КГБ по-своему пользовался этими тайными артериями. Может, это и есть та дыра, в которой пропадали люди. Это же был военный завод, с пропусками по зонам и охраной. Рядовые рабочие всего комплекса никогда не видели.
— Вы можете хоть приблизительно охарактеризовать масштаб неизвестного нам Арсенала и его подземного мира? И что простым смертным после реализации задуманного удастся обозреть?
— Около станции метро «Арсенальная» была комендатура. Косой капонир — это одно из укреплений общего комплекса — Киевская цитадель. Напротив пушки, за забором продолжается крепость той же формы, того же времени, что и комендатура, только в два раза больше, с замечательной круглой башней. Выход из крепости ведет на Кловский спуск. Если на улице Московской напротив кинотеатра «Зоряный», чуть ближе к метро снести одно длинное фабричное здание шестидесятых годов, то взору откроются старейшие корпуса Арсенала. Это будет сказочная площадь треугольной формы. Все это планируется сделать. Расчистить подземные ходы, чтобы люди могли в них заглянуть.
Вокруг Арсенала будет создана парковая зона. Она станет логичным продолжением парка Славы. Их будет разрезать дорога, но есть идея дорогу пустить под землю. Арсенал — это же не только здания, это огромный комплекс, который включает и обувную фабрику, и оборонительные валы. Правда, повторяю, их нужно еще отыскать, чтобы раскрыть и показать людям, при этом постараться не наткнуться на какой-нибудь сюрприз, например боеприпасы.
В Киеве достаточно мест, которые необходимо привести в порядок. Чего только стоит промзона в районе Телички! Красота в центре города, залепленная трубами…
— Может, убрать трубы и построить еще пару-тройку жилых свечек?
— В районе промзоны хорошо бы разместить не жилой массив, а гостиничный центр. У нас ведь по-прежнему нет генерального плана застройки Киева. Нет нормальных решений, с указанием мест, где что можно достроить, чтобы украсить город, чтобы новое гармонировало с тем, что уже существует. Есть идея снести хрущевки. Вокруг нее суетятся люди с мешками денег.
— Что они делают конкретно, эти суетящиеся с мешками?
— Они посылают агентов, которые крутятся по дворам. Те приносят хозяевам схемы, замеры площадок, на которых можно еще что-то прилепить. Дальше, вооружившись личными связями, идею пробивают по инстанциям. А иначе откуда столько полулегальных разрешений? Кругом люди, и судя по всему, временные, раз у них душа не болит за наш зеленый город. Им бы только успеть себе оторвать. С этими жилыми домами прямо беда какая-то навалилась на Киев. Не для киевлян ведь строят. Коренным не по карману переселение в новостройки. Скоро киевляне исчезнут как вид, так же, как за последние десятилетия улетучилась атмосфера Одессы. Городу двести лет. Заметно, что он возник в одночасье. Центр расчерчен как в игре «крестики-нолики». Улицы параллельны и перпендикулярны морю. В старой Одессе чувствуется целостная гармония. В новых районах абсолютно теряется ощущение, что ты в Одессе. А ведь может быть по-другому.
— У вас есть убедительные примеры?
— Я в этом убедился в поездке по Бельгии. Меня поразил город Брюш. Местная мэрия однажды и навсегда приняла закон: дома должны иметь фронтон в форме пирамиды, повернутой фасадом к дороге. Едешь вдоль канала, и кажется, что попал в сказку. Все дома как под линейку выстроились: больше, меньше, старше, моложе, разные по цветам, но настолько выдержан общий стиль — ничто не выпадает из общего ряда. Простая изысканность потрясает. Я приводил эти примеры президенту. Считаю, что его задача вмешаться и приостановить стихийную застройку Киева. Нельзя столицу с многовековой историей полностью отдавать на откуп мэру. Я не хочу ничего плохого сказать о нашем мэре. Он активный, ему можно поручить любую стройку. Это Омельченко умеет. Нужно только его вовремя и грамотно направить.
— В период подготовки «Евровидения» вас якобы привлекали к праздничному оформлению Киева?
— Вызывали на коллегии. Президент лично познакомил с Русланой. Мы обсудили общие задачи, после чего меня попросили подготовить и предоставить свой проект. Я привык мыслить простыми образами. Предложил от Крещатика до Дворца спорта, как указательную стрелку, протянуть гирлянду из флагов стран участниц. Замкнуть флагом Украины. Мне кажется, это было бы чистое и понятное всем решение. Этими же флагами укрыть фасад Дворца спорта, а в центре разместить логотип «Евровидения». Только ничего не удалось воплотить. Все было расписано, каждый вроде бы знал, что делает и в какие сроки, но начальство менялось постоянно. По-моему, Томенко с командой не сладил.
Мои зарубежные коллеги, приехавшие на «Евровидение», задавали много разных вопросов. На один я не смог ответить: «Почему на главное помещение «Евровидения» наброшена грубая зеленая сетка? Окна не успели помыть?»
— А к вашему бережному отношению к холмам и зеленым зонам президент хотя бы прислушивается?
— Уже в ноябре на холме под обелиском Неизвестному солдату со смотровой площадки можно будет увидеть красные капли калины. Эта идея «Калиновый гай» символична и неагрессивна. Кроме того, она, как и большинство моих идей, не требует больших капиталовложений. В память о жертвах голодомора сто сел привезут с собой по кусту калины. Камень с названием села и количеством погибших лишь дополнит мемориал в парке Славы.
И с ботаническим садом нужно что-то делать. Верхняя его часть еще выглядит ухоженной, а вот в дебри нижней нормальный посетитель даже не рискнет сунуться. Я недавно на своей машине возил на экскурсию Сан Саныча. Не с парадного входа, а через дырку в заборе мы забрались, осторожно обходя мусор и заросли крапивы, огляделись. Понятно, что, увидев подобное запустение, Омельченко парировал, что ботсад принадлежит Академии наук. Правда, тут же согласился: это не повод, чтобы отмахнуться от мест, где, между прочим, князь Владимир киевлян крестил. Нужно помочь расчистить и облагородить сад. Я же предлагаю на территории ботсада, от Выдубицкого до Ионовского монастыря, разместить парк мировых культур. Никаких монументов. Дорожки, а вдоль них символично представить разные эпохи, оставившие след на киевской земле. И увековечить одно из наших чудес — писанку. Мы же до сих пор не можем расшифровать те символы, что заложены в ней. Давно ношусь с этой идеей, вроде ее уже поддержали…