Украинская «стройка века», многострадальный музейный комплекс «Мистецький Арсенал» (любимое детище экс-президента Виктора Ющенко), заявил об очередной «перестройке»…
С июля «Арсенал» наглухо закрывается. Грядут грандиозные преобразования (достройки, реставрации). Уже до конца 2010-го обещают предъявить первый этап «построенного», приняв на этой территории проект «АРТ-КИЕВ contemporary 2010». А в дальнейших планах — шедевры из Лувра, экспозиция Мунка. Также частные собрания украинских коллекционеров, раритеты из украинских региональных музеев. Одним словом, концепция «Арсенала» меняется радикально и стремительно.
Недавно назначенная в «Арсенал» новый директор Наталья Заболотная (прежде раскрутившая Украинский дом) сообщила «ЗН», что только для первого этапа «перестройки» государство расщедрилось на 125 млн. грн.
Такие цифры, с учетом нашей бедности, астрономические. Но это только на первый взгляд. Вспомним, что этот же огромный комплекс охватывает 53 тыс. «квадратов». А сколько государственных и спонсорских миллионов в этих квадратах уже «зарыто»? (Этой теме было посвящено пространное расследование на страницах «ЗН»: «Мистецький Арсенал»: проект бизнеса или президента?», №15 от 19.04.2008.)
Новый руководитель «Арсенала» возводит стену между сомнительным прошлым этого комплекса и его же «светлым будущим». КРУ сейчас ищет ответы на многие экономические вопросы, а когда найдет, тогда и появятся интересные истории для СМИ.
Пока же очевидно: Янукович все-таки решил не морозить красивую мечту Ющенко о роскошном «украинском Лувре» — новый президент эту мечту просто подкорректировал...
— Наталья Филипповна, насколько новая концепция «Арсенала» отличается от прежнего видения Виктора Ющенко, главы наблюдательного совета этого же музея?
Наталья Заболотная |
Прошлая концепция выстраивалась, скорее, на «стационарной» основе. Но не хочу никого критиковать… Предыдущая команда сделала немало…
— Часто ли сам Виктор Андреевич сегодня появляется в «Арсенале»? Возможно, что-то советует вам?
— Нет. Нас никто не беспокоит.
— Вы обязаны с Ющенко как главой наблюдательного совета «Арсенала» обсуждать и согласовывать творческие и строительные планы, перспективы этого здания?
— Меня никто к этому не обязывал. Никто этого и не требует.
— На что реально Виктор Андреевич сегодня может повлиять в «Арсенале»?
— Благодаря руководству ДУС, которое меня сюда назначило, нашей команде дан карт-бланш — то есть возможность формировать и совершенствовать концепцию музея.
Пока никто не мешает. Две трети времени посвящаем как раз формированию архитектурного видения. Сделано немало. Главное — возобновление строительства первого и второго исторических этажей…
— По чьей вине «Арсенал» остался этой зимой без крыши над головой и с 10-метровым котлованом во дворе?
— Наверное, так сложились обстоятельства, что предыдущее руководство при всем желании не смогло довести строительство до логической точки. Поскольку в прошлом году отсутствовало финансирование. К тому же кризис. Несостыковки: президент—премьер-министр. Все повлияло. А страдает искусство.
— Видите ли вы общую цифру расходов на окончательное восстановление «Арсенала», как говорится, под ключ?
— В гривнях эта сумма просчитывалась. Вышло около полутора миллиардов…
В «Арсенале», кстати, до сих пор работает КРУ. Выводы пока не сделаны. Хотя уже есть предварительные акты.
Но не нам разбираться кто прав, кто виноват. Хочется, чтобы музей ожил, заработал.
— Кто непосредственно вам предложил перейти в «Арсенал» из Украинского дома?
— Предложил эту должность руководитель ДУС Кравец Андрей Витальевич. Наверное, за мной бродил призрак «Арсенала», после того как была достаточно высоко оценена выставка De profundis, которую я курировала здесь же в прошлом году.
В Украинском доме много сделано. Но, в конце концов, наверное, надо уйти от глубокой административной работы. Пришло время сделать выбор… И я его сделала.
— Согласовывали ли вашу кандидатуру с Виктором Ющенко?
— С Ющенко — нет. С Януковичем — да.
— Как вам кажется, у новой власти, лично у Виктора Федоровича, есть желание довести «дело «Арсенала» до победы?
— Да. И меня это обнадеживает. У руководства страны есть желание сделать из «Арсенала» музейный комплекс высокого уровня. Может быть, я «антикризисный менеджер»? Потому что приходится распутывать запутанные клубки? Но конечный результат перед глазами…
Да, есть постоянное напряжение. Приходится вникать во все нюансы строительства. Когда я бывала в разных музеях мира, то мне не приходило в голову всматриваться в потолки, где спрятаны вентиляционные системы… Или определять качество пола? Я созерцала исключительно произведения искусства.
— Все ли дела по «Арсеналу» вам сдал его предыдущий руководитель Игорь Дидковский? И что осталось «открытым»?
— У Игоря контракт закончился в начале марта. Сейчас с Дидковским не общаемся. Я была назначена, когда уже активно работало КРУ. Я же в свою очередь сдала Украинский дом только после проверок — и КРУ, и прокуратуры.
Проверки в «Арсенале» затягиваются. Потому что и проект сложнее, и государственные деньги рассматривают сквозь призму… Но я к этим историям не имею отношения.
— В процессе грядущей «перестройки» комплекса — какие главные требования к строителям?
— Здесь одно, но весьма серьезное требование: все делать только с реставрационным подходом. Поскольку имеем красивые стены, которые очень пострадали… Хочется, чтобы именно первый и второй этажи восстанавливались путем реставрации.
— С кем вы пришли в «Арсенал», кто ваша команда?
— Команда сильная. Хотя всегда есть нехватка профессионалов. Но я довольна моим первым замом Александром Соловьевым. Отрабатываем с ним музейную концепцию. Ольга Мельник работала здесь раньше…
— Известно, что на реконструкцию «Арсенала» только в текущем году выделено около 100 млн. гривен? Это только бюджетные деньги или есть средства частных инвесторов?
— Если точнее, 125 млн. гривен только государственных средств. «Арсенал» попал в программу подготовки к Евро-2012.
Может, и не удастся завершить стройку до 2012-го. Но выставить какие-то коллекции, принять гостей, думаю, сможем.
Комплекс должен сдаваться поэтапно. Соответственно, если сделаем подземное пространство и первый этаж, то уже, независимо от строительных работ на втором, третьем и четвертом этажах, сможем принимать новые проекты. А дальнейшее строительство будет скрыто от глаз посетителей.
Уже приглашаем гостей на ноябрьский «АРТ-КИЕВ contemporary 2010» — на этой же территории. Международную арт-ярмарку важно открыть именно в «Арсенале». Пусть люди видят хотя бы зародыш будущего огромного комплекса. На ноябрь приглашены известные кураторы, которые заинтересованы в сотрудничестве с Украиной.
— Чем все-таки должен стать «Арсенал»: консервативным музеем, большой трансформирующейся арт-площадкой, ареной для открытия новых имен в искусстве? Будет что-то общее с Украинским домом?
— Украинский дом был достаточно пафосным, но весьма сложным объектом в плане проведения культурных проектов. Приходилось прилагать максимум усилий, чтобы он стал похож на выставочный центр.
Делать ставку на то, что здесь будет музей с законсервированными экспозициями, не нужно. Поэтому и отошли от принципа, который в предыдущие годы прописывался «Арсеналу»: забрать лишнее (или лучшее), что есть у региональных музеев…
Думаю, то была негуманная позиция. Нельзя забрать у региона экспонаты, которые являются местной культурной ценностью.
Конечно, в «Арсенале» будут и стационарные экспозиции. Потому что «Арсенал» имеет свой атриум — дворик, который будет состоять из двух подземных этажей.
На первом этаже — экспозиция археологии. Появилась идея представить «терракотовую армию» из скифских баб. То есть уж если берем некоторые артефакты, то и будем представлять их в интереснейшем ракурсе. Начинаем переговоры с Институтом археологии. Все экспонаты будут выстроены в хронологическом порядке. И это не станет ущемлять их исторической научной археологической составляющей. Таким образом будет наглядной археология от Триполья, потом скифская культура, затем культура Киевской Руси.
Все эти экспонаты представлены в двухъярусном атриуме. А это более 10 тыс. квадратных метров. Это и будет наша постоянная экспозиция. Но планируем пополнение экспонатов согласно этому направлению: от древней археологии до истории украинской культуры до XVII столетия.
На всех площадках — возможность для «интерактива». Для этого готовятся соответствующие транспортные подъезды.
В будущем предполагаем даже подземный таможенный терминал. Чтобы экспонаты из других стран могли под землей растамаживаться на территории «Арсенала» и по подземному пути попадать на территорию нашего музея.
— А что будет на первом и втором этажах?
— Первый этаж — а это 12 тыс. квадратных метров — посвящаем сменным проектам, связанным с современным искусством. То есть, повторюсь, отходим от предыдущей концепции «собрать все лучшее из региональных музеев». Наоборот: здесь будут проходить основные арт-события… Смена экспозиций.
Второй этаж — экспозиции отечественных и зарубежных музеев. Здесь мы намерены сотрудничать со всеми музеями Украины. Пример — музей Айвазовского в Феодосии. Если это Крым — то экспозиции из этого региона будут в холодное время года. Естественно, по всем стандартам будет климат-контроль, соблюдены мировые нормы монтажа, демонтажа и т.д.
Это делается для того, чтобы музеи давали произведения искусства для экспонирования без всякой опаски.
Сейчас начинаем переговоры с Норвегией. Там прекрасная коллекция Эдварда Мунка… Хотим «стать в очередь», чтобы привезти в Киев и экспозицию из Лувра. Хотя там все расписано практически на 10 лет вперед.
И, наконец, третий этаж «Арсенала» — музей частных собраний. Есть много публичных личностей, готовых представить свои личные коллекции. В этом плане может быть контракт или договор хранения на 5—10 лет с тем или иным коллекционером.
Четвертый этаж — мансардный. Планируем здесь ультрасовременную электронную библиотеку. Здесь будет замыкаться комплекс ультрасовременного культурного центра: произведения искусства и качественные коммуникации. Здесь же будут проходить мастер-классы, лектории, выступления искусствоведов.
Конечно, все это сопряжено с довольно разветвленной инфраструктурой: ресторан, кафе, огромный двухъярусный книжный магазин мирового стандарта…
— Какой основной этап работы может быть завершен уже в этом году?
— Прошлую зиму «Арсенал» бедствовал без крыши. С огромным
10-метровым котлованом во дворе… Если в таком состоянии комплекс встретит и вторую зиму, то возможно движение грунтов. Как результат — повреждение стен.
Поэтому с июля и закрываемся на реконструкцию. Первым делом требуется сделать крышу. Тогда уже (в зимний период) сможем вести и подземные работы, связанные с архитектурой, дизайном, декором. Сейчас начнут закладываться коммуникации. Постоянно «мониторим» лучшее оборудование. Сейчас, например, сдается музей Гуггенхайма, а недавно вошел в эксплуатацию и музей в Абу-Даби… На прошлой неделе к нам приезжал с визитом куратор одной из самых крупных в Мексике коллекций современного искусства Виктор Замудио Тейлор (он был суперпродюсером документального фильма о Фриде Кало). Как раз его коллекция из Мексики и приедет вскоре к нам на «Арт-Киев». Этот коллекционер причастен к наблюдательным советам многих мексиканских музеев. И, конечно, обсуждается вопрос о выставке работ Фриды Кало… Господин Тейлор заявил, что наш «Арсенал» сохранился намного лучше, чем музейный комплекс в Венеции. Он был в восторге от объема и красоты нашего здания.
— Организаторы ГОГОЛЬFEST, очевидно, в ближайшее время не получат «Арсенал» под свой проект. И все-таки, решаема ли эта проблема, на ваш взгляд? Где бы ГОГОЛЬFEST мог обосноваться в Киеве — хотя бы на время реконструкции «Арсенала»?
— Надо выбирать: либо проводим фестиваль, либо строим, а фактически спасаем «Арсенал». Совместить стройку и мероприятие такого масштаба, связанное с современным искусством и с огромным количеством участников, невозможно.
Нам предложили: вы начинайте строительство, а потом прерветесь на полтора месяца. Но невозможно запустить 50 КАМАЗов, 3000 человек, месяц проработать и сказать: ну, извините, сейчас сходите в отпуск, потому что здесь будет фестиваль…
Мы предложили перенести ГОГОЛЬFEST, заключив соответствующий договор. Нужно выбирать: либо руины, либо еще раз в этой жизни пофестивалить. Здесь на кон поставлена жизнедеятельность большого комплекса.
Полагаю, ГОГОЛЬFEST смог бы оживить и другие столичные территори. Успешно функционирует «Гараж» Даши Жуковой в Москве: там проводятся высокого уровня проекты. Альтернативой в Киеве может быть Экспоцентр на Броварском проспекте либо на Нивках. Ведь в современном искусстве главное — качество этого искусства.
У нас, кстати, есть огромные павильоны на ВДНХ. Сама ходила, смотрела. Они требуют хозяина, и на ура приняли бы такое мероприятие. Альтернатива всегда есть. Может, в недостроенном «Арсенале» и есть определенный «треш»… Но все же жить вечно в таком «треше» немыслимо.