Ролан Барт славен весьма точными и лаконичными определениями многих фантомов современной цивилизации. Вот, скажем, такое: « Мода — это то, что о ней говорят». Или: « Всякое явление, часто повторяясь, порождает миф о себе». Недавно обратил внимание на то, что английская аббревиатура Московского международного кинофестиваля выглядит как MIFF (Moscow International Film Festival), что навело меня на мысль: а ведь каждый значительный кинофестиваль — это кузница киномоды и киномифов. И критерием авторитетности фестиваля может служить его способность выводить на орбиты моды и мифа новые фильмы. В этом смысле MIFF в последние годы очень хорошо себя зарекомендовал. В позапрошлом году он фактически запустил своей премьерой к самым вершинам мирового интереса французскую «Амели», в прошлом — испанскую ленту «Поговори с ней». А что новенького ожидается в этом сезоне в московской MIFF’ологии?
Юбилейный 25-й ММКФ должен пройти с 20 по 29 июня 2003 года. Президент этого фестиваля, одного из старейших в мире, он же — режиссёр-лауреат многих других и глава российского Союза кинематографистов Никита Михалков выразился о смотре так: «Думаю, возрождается даже не фестиваль! Возрождается кино: в прошлом году у нас было три картины в конкурсе, мы не стали вставлять ни одной плохой картины ради галочки. Я могу сказать абсолютно ответственно: кончился кризис российского кино. Сегодня я могу назвать восемь картин, из них пять — молодых режиссеров, которые достойны любого фестиваля любого уровня. И это — наша надежда».
Программа конкурсных фильмов предусматривает 23 ленты из 18 стран мира. Конкретные позиции еще уточняются. Как всегда, в рамках фестиваля пройдет ряд циклов тематических показов: «8 ? фильмов» П.Шепотинника, «Национальные хиты» В.Дмитриева, «АиФОРИЯ» А.Плахова, «Большие надежды» Е.Тирдатовой, ретроспективы «Музей кино представляет» и многие другие. В Союзе кинематографистов России состоится традиционная панорама современного российского кино под названием «Россия, которую мы обрели». Ожидается показ таких новых и уже легендарных картин, как «Отец и сын» Александра Сокурова (свежеиспеченный лауреат последнего Каннского фестиваля) и многих сюрпризных лент.
Международное жюри присудит призы—статуэтки «Святого Георгия» по следующим номинациям: Гран-при за лучший фильм (вручается продюсеру фильма); специальный приз жюри; приз за лучшую режиссерскую работу; призы за лучшее исполнение мужской и женской роли; приз за вклад в мировой кинематограф; специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского»; приз жюри международной кинокритики (ФИПРЕССИ) за лучший фильм конкурсной программы; приз жюри российской кинокритики за лучший фильм конкурсной программы; призы зрительских симпатий и Федерации киноклубов России. Впервые на ММКФ исключается право вручения одного приза нескольким произведениям ex aequo. Традиционными для этого смотра стали Медиа-форум и Форум молодых кинематографистов. А возглавят этот многосложный и масштабный проект, как всегда, «три богатыря» российского кинематографа: президент ММКФ Никита Михалков, генеральный директор Ренат Давлетьяров, директор программ Кирилл Разлогов.
Итак, любители кино, профессиональные киномодники и мифотворцы, приготовьте ваши скрижали!