Mezzo выбирает нашу "Баядерку"

23 февраля, 16:42 Распечатать Выпуск №7, 24 февраля-2 марта

Киевский балет в этот вечер был свеж, полон физических сил, выглядел красиво и благородно.

© А.Путров

Впервые в истории отечественного театра балетный спектакль "Баядерка" (Национальная опера Украины) записывался для дальнейшей трансляции знаменитым французским телеканалом Mezzo, специализирующимся на академической музыке и джазе. 

На днях на сцену Национальной оперы Украины вышли звезды мирового балета канадец Мэтью Голдинг и украинка Наталья Мацак. Они исполнили главные партии в балете Людвига Минкуса и Мариуса Петипа "Баядерка". 

В 1877 г. этот балет впервые показали на подмостках Санкт-Петербургского Большого (Каменного) театра. В "Баядерке" с тех пор танцевали лучшие артисты классического балета по всему миру. В своей исторической "первозданности" шедевр идет и в Киеве. 

Мэтью Голдинг — в спектакле храбрый воин-кшатрия Солор — родился в 1985 г., премьер Мюнхенского балета, Королевского балета Голландии, Королевского балета Лондона. Как приглашенный солист выступает в American Ballet Theatre (США). Этот театр традиционно существует как оплот для консервативных любителей балета. 

Голдинг танцует также в Гонконге, Пекине и других столицах. Артист участвовал в фестивалях им. Рудольфа Нуриева, Всемирном форуме балета в Токио и пр. 

В его репертуаре — партии Онегина из одноименного балета Джона Кранко, Вронского из "Анны Карениной", Дезире в "Спящей красавице", Принцев из "Лебединого озера" и "Щелкунчика", Ромео из "Ромео и Джульетты" и многие другие классические роли. Гастрольный график Мэтью Голдинга расписан на годы вперед. В Киеве Солора танцевал очень ровно, академично, стабильно, отлично выполнял прыжки и поддержки. Но по-западному сдержанно, без страсти.

баядерка_2
А.Путров

Его партнерша — балетная прима Наталья Мацак — родилась в 1982 г., окончила Киевское хореографическое училище. Артистка великолепно провела заглавную партию храмовой танцовщицы Никии. Кроме Киева, Наталья танцует на подмостках Франции, Италии, Греции, Испании, Великобритании, Швейцарии, США, Китая, России, Кореи, Индии, Латвии, Сербии и др. В ее репертуаре — партии принцессы Авроры, Одетты-Одиллии, Жизели, Сильфиды, Раймонды, Китри, Кармен, Эгины и других классических главных героинь. Высокий профессионализм нашей современницы признан мировыми мэтрами — Ольгой Лепешинской, Юрием Григоровичем, Натальей Макаровой. 

Высочайшая техничность, безукоризненный, тонкий артистизм в партии Никии этим вечером артистка реализовала с подкупающей, трогательной убедительностью, безупречным изяществом и изысканной красотой. Браво! 

Очень выразительно, ярко, остро, эмоционально танцевал партию факира Магдаваи, оберегающего главных героев, Виталий Нетруненко. Величественно холодна дочь раджи, невеста Солора Гамзатти (Ольга Голыця). Коварен и мстителен главный брамин (Сергей Литвиненко). С королевским достоинством держится любящий дочь-невесту раджа Дугманта (Владислав Иващенко). 

Прекрасно танцевали артисты "второго плана", замечательно точно, совершенно и идеально провел спектакль кордебалет. Особенный восторг всегда вызывает у публики знаменитая "сцена теней", проведенная в этот вечер с большим мастерством. 32 балерины танцуют ее настолько синхронно, красиво и совершенно, что не восхититься невозможно. 

Балетом дирижировал опытный, сильный маэстро Николай Дядюра. 

Музыка Минкуса, конечно, очень "балетна", в лучшем значении этого слова. Он долгие годы работал в России в качестве концертирующего скрипача, дирижера и автора балетов. В сотрудничестве с Петипа для Императорского театра в Петербурге им были созданы 16 балетных партитур. Ранее в Москве австрийский композитор написал свой еще один популярный балет "Дон Кихот". Хотя по яркости и запоминаемости музыку венского маэстро нельзя сравнить с балетными шедеврами
П.Чайковского, С.Прокофьева, Ш.Гуно (Вальпургиева ночь) или А.Бородина (Половецкие пляски). 

баядерка_3
А.Путров

Для большего проникновения в характеры и коллизии композитор использовал оркестровые лейттембры: угрозу счастью влюбленных в "Баядерке" сопровождает медь, нежные темы героини и ее взаимной любви к красавцу-воину — флейта, скрипка, виолончель. Выразительно прозвучали оркестровые соло скрипачки Ольги Кулаковой, виолончелистки Людмилы Пшеничной, флейтистки Богданы Стельмашенко и арфа Наталья Окуневой. Оркестр не пережимал, не форсировал кульминаций, звучал сыгранно, стройно, цивилизованно, культурно, по-европейски. 

К сожалению, в отечественных программках не указываются исполнители оркестровых соло, как и большинства великолепных танцевальных номеров дивертисмента и партий "второго плана". В отличие от европейской оперно-балетной традиции, где каждому зрителю вместе с билетом вручается бесплатный полный перечень всех участников постановки, включая список оркестра, хора (кордебалета), осветителей и технических работников. 

И это справедливо, поскольку все они — участники процесса, создатели творческого результата. Простой черно-белый двойной листок набирается и распечатывается тамошними театрами ежедневно. Но у нас продается дорогой буклет "Баядерки" за 100 грн, который, несмотря на аншлаг, купили немногие. 

Все украинские артисты, занятые в этот вечер, как и Мацак, и Голдинг — воспитанники и воплощение отечественной академической танцевальной школы. 

Как сказала недавно в интервью бывшая солистка НОУ, а теперь прекрасный педагог-репетитор Алла Лагода, "сидит Мариус Иванович Петипа на сверкающей вершине и смотрит вниз: никто к нему даже близко не подошел". 

Но жизнь не стоит на месте, давно появились новые балетные ценности, более распространенные в современном мировом хореографическом процессе. 

баядерка_4
А.Путров

Яркими представителями балетного модерна являются артисты еще одной нью-йоркской труппы — Нью-Йорк сити балета, основанного Джорджем Баланчиным, почти 100 лет назад это был своеобразный авангард. 

Сегодня лидеры современного балета — американский балетмейстер Питер Мартинс и канадский Эдуард Лок. В Европе развивать линию Баланчина, возглавлявшего много лет парижские Русские антрепризы Дягилева, несколько европейских трупп и основавшего в начале 30-х New York City Ballet, продолжают американцы Джон Ноймайер и Уильям Форсайт. 

В Украине современная хореография — конек талантливого балетмейстера Раду Поклитару. 

К сожалению, прекрасный танцовщик и хореограф Алексей Ратманский (как и Поклитару) не прижился в Национальной опере, и сегодня оба ведут собственную весьма успешную творческую карьеру. 

Особенно высоко ценится в мире экс-премьер киевского балета Ратманский, пять лет занимавший пост главного балетмейстера московского ГАБТа и сегодня являющийся одним из руководителей American Ballet Theatre в Нью-Йорке. 

В мире для создания ярких балетов давно используется симфоническая и ораториальная музыка всех эпох и стилей, много балетной музыки сочинено уже в ХХІ в. Ратманский поставил в последние годы шесть балетов на музыку питерца Леонида Десятникова; Ноймайер постоянно сотрудничает с Лерой Ауэрбах. Но наш театр держится за академизм, которого не так много в мире. И это вполне понятно, поскольку академизм приносит гастрольные дивиденды в Токио и Осаке. 

Очень многие прекрасные украинские артисты балета так же, как и вокалисты, ищут успеха за пределами страны. Александр Рябко и Александр Труш танцуют в Гамбурге, Иван Путров — в Лондоне. Так, их много. 

Несмотря ни на какие трудности, киевский балет в этот вечер был свеж, полон физических сил, выглядел красиво и благородно, а артистизм и вдохновение, царившие на сцене, передались в зал. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно