Место встречи изменить можно

Поделиться
К Новому году Одесская киностудия получила специальный подарок… В виде нового рулевого «кинообоза»...

К Новому году Одесская киностудия получила специальный подарок… В виде нового рулевого «кинообоза». На днях известный тележурналист и экс-начальник «Нового канала» Александр Ткаченко назначен председателем правления ЗАО «Одесская киностудия». Это значит, что командовать кинопарадом будет… он.

Не секрет, что процесс стагнации на Одесской киностудии, как, впрочем, и на остальных киностудиях страны, стал чем-то таким привычным, что любая благая весть о запущенном новом проекте воспринимается как фантасмагорический вымысел Дэна Брауна… Трудно поверить, что когда-то продукция Одесской киностудии сотрясала основы советского проката. Например, кинохит «Опасные гастроли», а также ныне полузабытая лента «Отряд особого назначения» когда-то собрали по 36 миллионов зрителей. Что уж говорить о «Десяти негритятах» и «Вертикали» Говорухина! А как сосчитать «миллиарды» зрителей, год от года в который раз просматривающих «Приключения Электроника», «Узника замка Иф», «Д”Артаньяна и трех мушкетеров» и, конечно, главный телешлягер всех времен и народов «Место встречи изменить нельзя» Говорухина, Высоцкого и Конкина…

В последнее время об Одесской киностудии чаще говорили лишь в связи с двумя поводами: кто и что арендует в ее павильонах; что снимает Кира Муратова — главная звезда не только этой студии, но и… О каких-то изменениях на Одесской студии говорилось давно. Ведь есть во всех геополитических отношениях выгодная территория — тут тебе море (и за три моря не нужно ехать в поисках нужной натуры), а тут тебе неповторимый колорит — любая кинозвезда сочтет за честь приехать в нашу южную Пальмиру, не говоря уже о том, что даже корни предков Сталлоне «проросли» на этом берегу… Но любые подвижки — болезненная вещь. Вон на довженковской студии столько сора из избы вынесли, а все, кажется, чище не стало… И на ялтинскую студию, оприходованную ушлыми соседями, неча кивать, коли проморгали… Одесские кинематографисты, несомненно, нервничают, волнуются, предполагая, что им стоит ожидать в ближайшем будущем в связи с акционированием. Они, наверное, уже наизусть выучили и устав акционерного общества, вдоль и поперек проштудировали документацию и регистрацию… Проблема также в том, что на самой студии не так много конкурентоспособных творцов, которые именно сегодня в непростых реалиях мало-помалу зарождающегося кинорынка могли бы своим экранным творчеством дать достойный отпор российским (не говоря уж о голливудских) мелодрамам, боевикам, психологическим драмам… Если бы меня попросили составить условный и субъективный чарт наиболее мощных на сегодняшний день одесских кинопроизводителей, то на пять минут растерялся бы, пять минут подумал бы… А потом бы выдал: Кира Муратова… и, пожалуй, Вилен Новак (мастер кассовых жанровых историй)… Иных уж нет, а те далече. Многие давно ретировались в Москву — где кусок пожирнее и кинопроизводство напоминает броуновское движение. Говорухин, Павловский, Юнгвальд-Хилькевич… Наивно было бы надеяться, что эти востребованные кинорежиссеры стали бы сидеть сложа руки на берегу моря и ждать алый парус надежды, который доставил бы им дядю-продюсера с мешком денег.

Дядя, впрочем, появился. О мешке утверждать не буду… Но о каких-то вливаниях в студию ради реанимации ее жизнедеятельности речь идет. Эксклюзивно для «ЗН» Александр Ткаченко прояснил некоторые нюансы своей будущей работы на посту рулевого ЗАО:

— Идея реорганизации Одесской студии в акционерное общество возникла не сегодня и не сейчас, — говорит Ткаченко. — Это было предусмотрено в 2000 году… Сегодня у государства осталось 50% плюс одна акция — это контрольный пакет. У приватных держателей акций — 50% минус одна акция. Уточняю: ЗАО создано с участием исключительно отечественных инвесторов. Частные инвесторы на первом этапе взносов уже перечислили на студию 16 млн. гривен. Всего предполагается перечислить около 32 млн. гривен. Подчеркиваю: все эти деньги идут сугубо на реконструкцию студии. Потому что нужно знать и видеть, в каком она сегодня состоянии… Утверждать, что в этих павильонах, в этих чудовищных условиях можно снимать кино, — нонсенс. Люди, знающие о кинопроизводстве не понаслышке, расскажут вам, что в соседней Румынии на студии функционируют пять современных павильонов. Поэтому «дело нужно делать, господа», как сказал однажды классик… На территории Одесской студии должно быть и будет кино, а не территория для постройки элитного жилья, как кому-то мечталось бы. Я, кстати, общался со многими политиками на эту тему. Поверьте, многих интересуют вопросы застроек… Но этого не будет. Главные задачи —реконструкция и переоборудование павильонов, восстановление студийных коммуникаций… В течение ближайших двух лет есть надежда сделать несколько фильмов с общим бюджетом в 100 млн. гривен. Уточню, что тематика только отечественная. Жанры — мелодрама, триллер, комедия. Чтобы состоялся украинский кинорынок, нужны как местные инициативы, так и общегосударственный подход… Мы уже начали переговоры с одесситами, которые сегодня очень комфортно себя чувствуют в Москве. Надеемся, что они вернутся, включатся в процесс… Сегодня идет работа над лентой «У реки» молодого режиссера Евы Нейман. Это ее дебют. По жанру — мелодрама, история о двух старушках, которые как бы заново открывают для себя непривычный мир новых реалий (их играют потрясающие актрисы Нина Русланова и Мария Полицеймако). Хочется, чтобы кинематографисты перешли, наконец, от «разговорного жанра» к какому-то созидательному процессу… Нужно понять: Европа, на которую мы ориентируемся, вовсе не ждет «ренессанса», когда бы только государство проливало на киностудии золотой дождь. В Польше только один процент господдержки киноотрасли, все остальное — от частных инвесторов. В Чехии — только 6% средств дает государство, остальное — приватный капитал. В Великобритании на долю государства приходится только 4% вливаний, в Испании — 8% … Во Франции цифры иные: за государством 41% «опеки», но нужно учитывать, что там в год выходит две сотни фильмов…

Датой основания Одесской киностудии принято считать 23 мая 1919 года, когда был подписан декрет о национализации кинофабрики, хотя первая Одесская кинофабрика «Мирограф» начала работу еще в 1912 году. На Одесской киностудии работали выдающиеся режиссеры и актеры — Вера Холодная, Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин… И сегодня на студии успешно работает Кира Муратова, чья последняя работа («Настройщик») вызвала международный кинорезонанс. Некоторое время Одесская киностудия была даже на втором месте после «Мосфильма» по производству собственных фильмов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме