В Херсоне завершился XVII Международный театральный фестиваль "Мельпомена Таврии". Среди его нынешних фаворитов - многие молодые украинские режиссеры, актеры. Ставка на которых, со стороны любого серьезного сценического форума, весьма и весьма оправдана.
Художественный руководитель херсонского театра им. Миколы Кулиша, он же вдохновитель-координатор "Мельпомены Таврии" - Александр Книга - по окончании форума отметил:
- Именно этот фестиваль стал для меня знаковым. Во-первых, поразила россыпь мощных самодостаточных спектаклей, созданных молодыми режиссерами. А ведь еще несколько лет назад многие из нас сетовали, мол, нет молодой режиссуры. Но вот, пожалуйста, она есть. И это вселяет надежду, что украинский театр развивается и движется в правильном русле. Во-вторых, помимо молодой режиссуры, участники и гости фестиваля увидели и оценили не просто талантливых, но еще и универсальных молодых актеров, способных реализовать на сцене любое режиссерское решение. Для этих актеров, как мне кажется, нет ничего невозможного. И, в-третьих, это заметное проявление современной украинской драматургии - осмысленной, иногда интуитивной, но все-таки той, что движется вперед, определяя ориентиры для современного театра и общества в целом.
…Согласившись с мнением г-на Книги, нельзя не вспомнить молодых и одаренных, которых "Мельпомена Таврии" заметила и отметила - специальными дипломами, особыми поощрениями.
Важная ремарка: среди нынешних триумфаторов Международного театрального фестиваля в Херсоне весьма заметны студенты и выпускники Национального университета культуры и искусств, совершивших за последний сезон довольно-таки заметный прорыв в пространство современного украинского театра.
Например, "Лучшим камерным спектаклем" на фестивале признана работа выпускницы этого вуза, режиссера Владиславы Белозоренко - "Митина любовь". Сценическое решение Белозоренко на основе произведения Бунина - необычайно изобретательное и многоплановое, объединяющее в одной постановке и пластическую драму, и даже элементы монодрамы. Влада хорошо зарекомендовала себя в киевском театре "Золотые ворота", а недавно приступила к новой постановке - уже на сцене киевского академического Молодого театра: это пьеса белорусского драматурга Андрея Иванова "Это все она".
Еще одно открытие "Мельпомены" - молодой актер Дмитрий Олейник. Его наградили за "Лучший актерский дебют". Дмитрий предстал перед экспертами и зрителями сразу в двух довольно ответственных работах на основе большой классики: "Митина любовь" И.Бунина и "Дядя Ваня" А.Чехова. И эти две его роли - разные, с неповторяющимся рисунком. В "Митиной любви" он проживает сразу несколько образов одновременно, главный из которых - "внутренний мир" бунинского Мити, его ранимая душа, его лирический голос. При этом Олейник хоть и молодой, но уже способный мастер перевоплощения: он легок и убедителен в острохарактерных, комедийных ролях. А вот своего дядю Ваню в студенческом спектакле молодой актер сыграл-прожил с невероятным трепетом, рассказав историю несостоявшегося счастья одного очень хорошего человека: умника, "отличника", увы, не способного на поступок, на крутой поворот, который изменил бы затхлую провинциальную жизнь этого несчастного чеховского героя.
Именно за спектакль "Дядя Ваня" на "Мельпомене Таврии" назван лучшим режиссером-дебютантом ("Театральна надія") молодой постановщик Иван Урывский. Он создавал свой чеховский проект в рамках творческой мастерской Нины Гусаковой.
Даже в студенческой постановке серьезные киевские критики отметили искреннюю увлеченность молодого постановщика чеховским словом, чеховскими образами. Спектакль, кстати, на каком-то интуитивном уровне позволяет молодому режиссеру находить образы и символы, порою, необыкновенно точные, как бы предполагаемые на "территории" Чехова. Сцена "Дяди Вани" захламлена ветками старых деревьев: будто бы непроходимые леса, путь к себе через которые ищет доктор Астров. А в 26 комнатах дома Войницких нет ни окон, ни дверей - только расшатавшиеся дверные проемы, которые образуют рамы без картин или клетку для Елены Андреевны. Недавно этот же молодой режиссер с успехом и вызовом поставил в Одессе "Тени забытых предков" М.Коцюбинского.
Среди отмеченных на фестивале спектаклей - "Сканнинг" по пьесе Е.Марковского. Это черкасский академический театр им. Т.Шевченко. Постановку наградили за "Лучшее сценографическое решение".
"Лучшей мужской ролью" признана работа актера Сергея Михайловского в спектакле Get happy херсонского театра им. М.Кулиша.
Бесспорным фаворитом "Мельпомены", что можно было бы предсказать, стали "Сталкеры": спектакль киевского академического Молодого театра (совместно с "Золотыми воротами") в постановке Станислава Жиркова (пьеса Павла Арье). Эта постановка и получила Гран-при "Мельпомены Таврии". А актриса Ирма Витовская награждена за "Лучшую женскую роль" в тех же "Сталкерах": как известно, она играет 86-летнюю бабу Присю.
И это лишь избранные номинации "Мельпомены", фестиваля, который проходил в Херсоне с 23 по 30 мая… И даст Бог, будет продолжаться и продолжаться - во все последующие годы.