В этом году книжной ярмарке «Мэдвин» не повезло дважды. Первая попытка проведения попала под «гриппозный» карантин, вторая — под снегопад. Тем не менее программа выставки была выполнена — о чем с гордостью сообщают организаторы. Те, кто пробился через нечищеные улицы столицы к ее центру, тому свидетели. Однако нелетная погода сказалась на количестве посетителей — хочется верить, что дело именно в погоде — выставка оставила ощущение некоторой пустоты. Или, может быть, разрыва.
С жанром нынешнего «Мэдвина» определиться было трудно. Это уже определенно не «просто выставка-ярмарка», где главное — продать/купить побольше книг. В этом году организаторы к числу прочих ставших традиционными завлекалочек — встреч с писателями, мастер-классов художников, громких чтений и т.п. — постарались добавить некий фестивальный элемент, изюминку. Например, перенести «встречи с писателями» в кафе, под рюмку кофе, а еще лучше — на кухню. Поставить популярных авторов к плите, чтобы все желающие могли убедиться в том, что состряпать нечто съедобное они могут не только на бумаге или там в «Ворде». Спектр героев — от мэтра кулинарии Даши Малаховой до мэтра беллетристики Андрея Куркова. Театрализованные представления и небольшие спектакли-выступления музыкальных команд (они пользовались особой популярностью и проходили, как правило, при немалом количестве зрителей), просмотры фильмов, снятых по произведениям украинских авторов, насыщенная детская программа — все создавало атмосферу «не просто выставки» и должно было привлечь читательские (а также театральные, киношные и просто праздношатающиеся) массы.
Но этого толком не произошло. То ли посетители выставки отнеслись к ней по традиции именно как к ярмарке — приобретали книги и уходили, разве что мельком заглянув на какое-нибудь «развлечение», то ли организаторы не сумели довести до сведения масс, какие чудеса ожидают их в эти дни в Институте физкультуры. Публика довольно резко делилась на тех, кто пришел купить книги (или хотя бы ознакомиться с ассортиментом), и тех, кто организованно явился на какое-то определенное представление. При явно «фестивальном» формате программы, характерного для фестиваля перемещения волн публики от площадки к площадке не было. Может, дело все-таки в морозе?
И в площадке. Институт физкультуры, который более-менее «справлялся» с форматом ярмарки — есть парочка залов, где можно расставить стенды, и парочка аудиторий, где можно собрать «тематические тусовки», — оказался совершенно не пригодным для формата фестиваля. Начиная с «а где это — Институт физкультуры?». Проходившая почти одновременно с «Мэдвином» рождественская книжная ярмарка в «Украинском доме» собрала значительно больше публики. Не потому, что там было интереснее — ни Боже мой! — просто «Украинский дом» более удобная и популярная площадка. Неудобства помещений, предоставленных Институтом физкультуры, очевидны: почти все основные события проходили в одном зале, разгороженном легкими ширмами, — и нужную «ячейку» найти не слишком просто, и звукоизоляции никакой. Холод — отдельный разговор.
Но к формату фестиваля оказались в большинстве своем не готовы не только помещения, но и участники событий. Особенно удивили круглые столы, на которых собирался только весьма узкий круг людей, непосредственно причастных к вопросу. Они садились в кружочек и обсуждали свои узкоцеховые проблемы. Наверное, это хорошо и нужно — надо же людям и о своем, цеховом поговорить. Но зачем именно во время ярмарки/фестиваля, который, по идее, привлекает широкую публику, в том числе заинтересованную в издании, скажем, музыкальной литературы или «книжном Интернете»? Редкие «непосвященные», забредавшие на такие посиделки, довольно быстро их покидали, понимая, что это «не для них». Я сама сбежала с круглого стола по Интернету, хотя пришла в тот день едва ли не специально ради него. Нудно стало. В общем числе подобных тусовок исключением стало заседание дискуссионного клуба журнала «Сучасність» — благодаря участию широкой писательской общественности, на которую всегда интересно поглазеть.
С «фестивальным» форматом не справлялись также издательства — за исключением разве что «Видавництва Старого Лева» и «Зеленого пса», постаравшихся придумать что-то особенное для своей юной аудитории. Прочие издательства ограничились традиционными стендами и акциями, направленными на увеличение продаж — презентации книг (проведенных с большей или меньшей выдумкой), автограф-сессии писателей и т.п.
Фактически выставка распалась на две части — которые почти соответствовали двум залам — тех, кто пришел продать/купить книги, и тех, кто пришел «культурно провести время» среди читающей/пишущей/издающей публики, главным образом ориентируясь на какое-то определенное событие, а не на «фестиваль вообще». Первая часть, по мнению завсегдатаев выставки, оказалась не слишком радостной — покупатели отмечали малое количество новинок — как среди книг, так и среди имен, отсутствие свежих тенденций и в самих текстах, и в издательской политике. Что списывали больше на финансовый кризис — но лишь потому, что не хотелось думать о кризисе другом, более глубоком.
Зато посетители «фестивальных» площадок в целом оставались довольны. Нарекания были главным образом «технического» характера — на холод, неудобство помещений, плохое качество изображения в фильмах и т.п. Все то, что к следующей выставке может быть учтено, исправлено и дополнено.