или Секреты чайной церемонии
«Цветы для чайной церемонии выбирают по сезону, зимой - зимние, например гаультерию или камелию. Выбирают один белый бутон. Белый цвет самый чистый и насыщенный. На бутоне должна быть роса. В мае для чайной церемонии особенно хорош бутон белого пиона и ваза из селадона. И на нем должна быть роса».
Кавабата Ясунари.
Нобелевская речь
Умеете ли вы пить чай? Медленно и сосредоточенно, смакуя каждую каплю, а не впопыхах, давясь и обжигаясь, чтобы поскорей выйти из состояния умиротворенной расслабленности и вернуться в лоно житейской суеты? Прошедшие в Киеве «Вечера с Ямадой Мидори», искусной составительницей икебаны и мастером чайной церемонии, сумели показать, что японское чаепитие, как и ветхозаветный субботний отдых, является одним из тех немногих духовных убежищ, где человек еще может созерцать, блаженствовать и размышлять.
Для европейца с его стремительным ритмом жизни и уверенностью в том, что рассуждать на тему «быть или не быть» можно только меря шагами комнату, смысл четырехчасового молчаливого сидения с чашкой чая в руках останется темен, если, конечно, он сам не станет участником диковинного азиатского ритуала. Именно эту возможность войти в пространство японской культуры, оставив снаружи выработанный жизненный стиль, подобно тому, как участники церемонии оставляют за порогом чайного домика обувь и оружие, предоставили киевлянам организаторы «Вечеров...».
И дело даже не в том, что японцы пьют только зеленый чай и «легкий» вариант этого чая представляет собой заварку чифирного типа, - цель чайной церемонии в умиротворении души, в возможности помедитировать, попивая драгоценный напиток, завезенный в Японию буддийским монахом. Конечно, вкус чая и сложная процедура его приготовления (мастер сбивает чай чем-то вроде помазка для бритья) немаловажны, но главное - суметь внутренне сосредоточиться и заняться гармонизацией своего «я».
Гармония - одно из самых употребительных японских слов. Составляя икебану, Ямада Мидори, обращаясь к залу, все время полуспрашивала, полуповторяла: «Гармония?». Подобное стремление уравновесить, сгладить, смягчить кажется удивительным европейцу. Василий Гроссман обмолвился однажды, что большинство русских революций было задумано за чашкой чая - для японца подобный факт был бы вопиющим оскорблением умиротворяющего ритуала.
В средние века на чаепитие нельзя было вносить оружие - и запрет этот сохраняется и поныне. Гости чайного домика почти не разговаривают между собой, созерцая специально составленные для церемонии цветочные композиции и слушая кото, тринадцатиструнную японскую цитру - старинный обрядовый инструмент. Цветы как бы освящают своим присутствием чайный праздник. Как известно, мастера чайной церемонии были первыми авторами икебаны.
Медитировать за чашкой чая - редкий дар, который иногда кажется нам роскошью и сибаритством. Но тот, кто понимает смысл чайной церемонии, умеет владеть собой, а когда человек владеет собой, «должным образом управляется государство и Поднебесная живет в мире», как сказано в конфуцианском каноне. Целое зависит от части, а наш с вами покой от того, станем ли мы желанными гостями в чайном домике или только его случайными посетителями.