Прогулка в парке прервалась совершенно неожиданно. Внимание привлекли спешащие куда-то люди. Как оказалось - в Киевский музей русского искусства. Мне это показалось странным, как говорят, - в нонишние-то времена... Возможно, открылась какая-нибудь выставка картин, привезенная из-за рубежа?.. Но ничего подобного, в музее все то же, что и всегда.
Зрители собрались заранее и с нетерпением ожидали экскурсовода, время от времени дарящего музею свои необычные путешествия в мир прекрасного.
К экскурсантам вышел высокий, стройный, седой человек с курчавой серебристой бородой и с посохом в руке. Его внешний вид напоминал библейских пророков или правителей - Виктор Евсеевич Голдовский.
Он поприветствовал нас и сказал, что тема экскурсии «Градостроительство в живописи». Это прозвучало как-то непривычно. Мы вошли в музей, где много раз бывали, и было любопытно узнать, что нового сможет преподнести нам экскурсовод...
Главным в его экскурсии стало то, что акцент был перенесен на изображение строительства в картинах художников. И вот мы, погружаясь (йоги подобное погружение называют медитацией) в картину Н.Чернецова «Вид Рима с горы Монте Мария», путешествуем по Риму прошлого столетия. Виктор Евсеевич посвящает нас в визуальные секреты восприятия местности и всего происходящего на полотнах художников: с какого расстояния нужно рассматривать картину, и если нет лупы для разглядывания микроскопически выписанных деталей архитектуры, то как, сложив пальцы подобно биноклю, мы можем сперва в общем оглядеть местность и, попав на гору, осмотреть город. Мы ищем тропинку, спускаемся по ней вниз и путешествуем по городу, любуясь красотой зданий и окружающего ландшафта. И что удивительно - начинаем даже различать малюсенькие фигурки людей, которые при обычном рассматривании картины вовсе не видны.
Когда же экскурсовод останавливался у портрета, то обращал внимание на антураж: оформление интерьера и виднеющиеся за окном постройки. С удивительной подробностью рассказывал он об истории создания картин, об эпохе, о почерке художника. Необычайно интересным оказалось его умение через архитектуру, присутствующую в картине, охарактеризовать социальное положение в той или иной стране, подчеркивая, как изображение огромных храмов, классических дворцовых форм давит на человека, превращая его в маленького и ничтожного среди этого, казалось бы, великолепия.
Останавливаемся у картины В.Перова «Юродивый». «Ну что здесь рассказывать, - подумалось мне, - когда на нее нужно только смотреть». Но Виктор Евсеевич рассказал нам о том, что художник в этой картине отобразил собирательный образ блаженного Василия, который жил во времена Ивана Грозного. Только Василий Блаженный мог говорить всю правду грозному царю. В память о нем и ценя правду, народ пристроил в XVI веке к храму Покрова на рву часовню Василия Блаженного, и по названию часовни храм получил со временем его имя. Художник Перов создал образ блаженного, счастливого человека, идущего босиком по снегу. На одной руке нет пальцев, почерневшие зубы... а в глазах - ликование, неописуемая радость человека свободного, говорящего правду, познавшего Истину... «Оказывается, - продолжает свой рассказ Виктор Евсеевич, - счастье зависит не от того, что вокруг нас, а от того как мы понимаем мир».
Много внимания Виктор Евсеевич уделил картинам В.Поленова, рассказывая о том, как художник первым применил метод криволинейной перспективы, позволяющий более глубоко отражать в художественных полотнах тончайшие человеческие чувства. У картины Поленова «Дейр-Эль Медина. Храм близ Рив» он поведал нам удивительную легенду о перенесении столицы Египта, о египетских храмах и об отображении их в произведениях великих художников.
Как человек, знающий несколько языков, по ходу экскурсии он объяснял этимологию слов, в чем помогает ему знание иврита, в алфавите которого сокрыты тайные знания.
В.Голдовский не только в душе, но и на деле художник. Он рисует прекрасные пейзажи и ведет студию изобразительного искусства в школе № 251 города Киева, на Троещине.
По профессии - он архитектор. Я поинтересовалась, откуда у него такие богатые познания. Как оказалось, его мать в 30-е годы заведовала художественным фондом этого музея и была экскурсоводом, и Виктор с мальчишеских лет на всю жизнь напитал свою душу этими духовными богатствами.
Узнав о его пристрастии к живописи, спрашиваю: почему он избрал себе профессию не художника, а архитектора?
- Живопись дает радость, а моя профессия наполняет теплом и гармонией. Вот лестница, по которой мы идем, посмотрите, ее ступени ни на что не опираются - так мастерски подогнаны в ней камень к камню. Прислушайтесь, камни... они ведь тоже живые...