Майя Плисецкая: «БАЛЕТУ ПОДВЛАСТНО ВСЕ

24 января, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 4, 24 января-31 января 1997г.
Отправить
Отправить

В декабре прошлого года на сцене Большого театра в Москве состоялся заключительный гала-концерт международного конкурса «Майя'96»...

В декабре прошлого года на сцене Большого театра в Москве состоялся заключительный гала-концерт международного конкурса «Майя'96». Его настоящим украшением стала знаменитая «Тарантелла» Дж.Баланчина в блестящем исполнении Елены Филипьевой и Алексея Ратманского - «звезд» украинского балета и, к слову, любимцев самой Плисецкой. Их танец завораживал, восторгал, олицетворяя молодость, красоту и свободу, демонстрируя все великолепие искусства танца. Украинские артисты имели феноменальный успех!

«Безгранично верю в возможности своего искусства. Убеждена, что балету подвластно все - высокая трагедия и кристальной чистоты лирика, юмор и патетика, волшебство сказки и проза публицистики...» - эти слова принадлежат Майе Плисецкой, хозяйке международного балетного конкурса, которому великая балерина подарила свое имя.

Конкурс «Майя'96» проходил в декабре 1996 года в Санкт-Петербурге, столице мирового балета. Украинская балетная делегация поехала на конкурс «Майя'96» благодаря поддержке дочернего предприятия «Орифлейм Украина», которое любезно изъявило желание профинансировать эту поездку.

Второй конкурс был обновлен в своих правилах. «Отныне в конкурсе «Майя» смогут участвовать только профессиональные танцовщики, отточившие свою технику, накопившие репертуар и сценический опыт, то есть исполнители, от которых уже можна ожидать актерского мастерства - способности к самостоятельному видению, к духовному наполнению образа своего героя - того, что в конечном итоге и определяет облик артиста, его творческую индивидуальность. Показ новых работ, подготовленных специально для конкурса, поможет осуществить главную цель конкурса - поиск и поощрение яркой индивидуальности. Не даром наименование Гран-при звучит так - «За выдающийся артистизм», - так сформулировал задачи балетного форума автор самой идеи его проведения, артистический директор и вице-президент конкурса «Майя» Владимир Чернин.

Нововведением на втором конкурсе стал отборочный тур, в котором участникам предоставлялось право исполнения самостоятельно выбранного репертуара. Право выбора распространялось на программу всех трех туров за одним лишь исключением - обязательного исполнения новой версии любого фрагмента из балета «Анна Каренина» Родиона Щедрина.

«Трудность музыкально-хореографического прочтения романа Л.Н.Толстого видится мне прежде всего в выборе определенного подхода к сложнейшему произведению мировой литературы, - высказал свое мнение сам композитор,- ибо безбрежность Толстого дает повод для различных жанровых и драматургических решений».

Конкурсные баталии проходили в помещении прославленного Александринского театра. Участники представили вниманию жюри разнообразную конкурсную программу: произведения классического наследия и широкий спектр современной хореографии. В финал прошли 14 конкурсантов (9 мужчин и 5 женщин).

Возглавляла жюри Майя Плисецкая. Ее заместителем был Андре-Филипп Эрсен (Франция) - главный редактор известного парижского журнала «Les Saisons de la Danse», известный журналист и балетовед, лауреат премии им.Вацлава Нижинского, полученной им за литературную деятельность. Члены жюри - известные деятели современного балета, критики, композиторы: Игорь Бельский (Россия), Джиджи Качулеану (Франция), Рикардо Ку (Испания), Хулио Лопес (Аргентина), Петр Нарделли (Бельгия), Андрей Петров (Россия), Росс Стреттон (США), Йорма Уотинен (Финляндия), Эсхил Хемберг (Швеция), Вильфрид Хиллер (Германия).

В старинном зале театрального музея ежедневно проходили встречи-беседы с членами жюри, хореографами, педагогами, известными деятелями балетного искусства, гостями конкурса... Именно на этих мини-конференциях постепенно определилось общее мнение: на нынешнем конкурсе, впрочем, как и на предыдущем, наиболее ярко был представлен мужской танец.

По условиям конкурса были предусмотрены такие премии: Гран-при, золотая медаль и премия ($10.000), серебряная медаль и премия ($7.000), бронзовая медаль и премия ($4.000). Кроме этого все участники финального тура получали дипломы, а лауреатам по традиции дается шанс проявить свое мастерство на прославленных сценах мира - в Мариинском и Большом театрах, Нью-Йоркском сити центре и парижском «Эспас Карден».

В итоге по решению жюри высшую награду - Гран-при международного балетного конкурса «Майя'96» решили никому не присуждать. Обладателями первой премии и золотой медали стали Ольга Павлова, танцовщица Имперского русского балета (Россия) и Вячеслав Самодуров, танцовщик Мариинского театра (Россия). Серебро досталось Анастасии Яценко, танцовщице Большого театра России (Россия), Игорю Йебра, солисту труппы Виктора Ульяте (Испания) и Даниле Корсунцеву, танцовщику театра классического балета (Россия). Третьей премией и бронзовой медалью награжден Андрей Иванов, танцовщик театра «Хореографические миниатюры» (Россия). Специальными дипломами, а также премиями (одна - $5.000 и две - по $3.000) в номинации «За лучшую современную хореографию» удостоены балетмейстеры Натали Уэйр (Австралия), Николай Андросов, (Россия) и Юрий Петухов (Россия). Диплом и премию за лучшее партнерство получила Анна Резник (Россия)... Всего же дипломов, различных призов и премий на конкурсе «Майя'96» было вручено более двадцати.

От Украины в конкурсе принимали участие Елена Горбач, солистка столичной оперы, лауреат I Международного конкурса артистов балета им. С.Лифаря, юные танцовщицы Национальной оперы Юлия Москалюк и Юлия Васько, а также приглашенный самой Майей Михайловной Плисецкой молодой киевский балетмейстер Сергей Швыдкий - автор завоевавшей популярность хореографической миниатюры «Кармен» на музыку Бизе - Щедрина, которая ярко прозвучала на предыдущем конкурсе «Майя' 94» и помогла завоевать золотую медаль Елене Филипьевой. В финал удалось пройти лишь Елене Горбач, которая в итоге конкурса была отмечена дипломом «За техническое мастерство», а также она получила приглашение пройти стажировку в известной школе американского современного танца им. Марты Грехэм.

«Не столько участие, сколько само присутствие на таком неординарном событии, каким безусловно был конкурс «Майя», обогатило и многому научило всех нас, - поделились своими впечатлениями киевские артисты. - Мы имели счастливую возможность побывать на уроках школы «высокого балета».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК