МАЙСКИЕ ИТОГИ

Поделиться
Пятый, юбилейный, Международный театральный фестиваль «Київ травневий» подошел к концу. Пора подводить итоги — и не только нынешнего фестиваля, но и его четырех предшественников...

Пятый, юбилейный, Международный театральный фестиваль «Київ травневий» подошел к концу. Пора подводить итоги — и не только нынешнего фестиваля, но и его четырех предшественников. Точнее, пора поговорить о культурном феномене под названием «Київ травневий». Бесспорно, этому фестивалю предстоит долгая и славная жизнь, и подведение итогов в данном случае — всего лишь осмысление его боевой юности. Какой же была эта юность? И каким фестиваль стал сейчас — накануне получения аттестата зрелости?

Генеральный директор «Києва травневого», народный артист Украины А.Кужельный еще в прошлом году говорил о том, что фестивалю по силам объединить все остальные весенние театральные действа столицы и стать центральным событием киевской театральной весны. Эти надежды оправдались: «Київ травневий» оставил далеко позади другие весенние мероприятия. В трясине безденежья увязло «Березілля», некогда соперничавшее с «Києвом травневим», а прочие «игроки» были изначально меньше и по размаху, и по обойме гастролеров-звезд.

Но созвездия фестивалей, объединенных брэндом «Київ травневий», увы, не получилось, хотя именно об этом мечтал А.Кужельный. Миниатюрные театральные действа не вливаются в «Київ травневий», а просто сходят с дистанции, так что на беговой дорожке скоро останется один чемпион. Ему не удалось создать фестивальную империю, объединенную единым брэндом, — он лишь сохранил и усилил собственные позиции. И это, конечно, немало.

Однако «Київ травневий» по-прежнему борется за выживание. Однако «Киев майский» по-прежнему борется за выживание. Фестивалю приходится экономить: на сегодня он стал в три раза дешевле. Однако при этом среди приглашенных на «Киев майский» коллективов нет ни одного гонорарного — финансовых возможностей для этого не предусмотрено. Как правило, в международных фестивалях подобного ранга, проходящих в России или за рубежом, — участвуют два-три гонорарных коллектива. «Киев майский», увы, не может задействовать гонорарных участников и предварительно просматривать спектакли, предназначенные для показа на фестивале. Все это, конечно, мешает нормальному развитию центрального действа киевской театральной весны.

В прошлом и позапрошлом году фестиваль был ориентирован на гастролера №1, гостя-звезду, будь-то Марсель Марсо или Анни Жирардо. В этом году таких звездных визитеров оказалось двое: Софико Чиаурели и Александр Калягин. Правда, администрация театра имени Франко почему-то уверяла, что гастроли московского театра Et cetera, возглавляемого Калягиным, не имеют никакого отношения к «Києву травневому». Однако спектакли Et cetera значились в программе фестиваля, организаторы и не думали от них отказываться. Так что оставим этот пассаж на совести заявителей…

Словом, звездные гости прибыли, и спектакли с их участием стали своего рода пиком, вершиной фестиваля. Правда, киевляне, избалованные приездом Анни Жирардо и Марселя Марсо, так и не получили звезду из Европы. Зато вдоволь налюбовались блистательной г-жой Софико.

Давно замечено, что «Київ травневий» благоволит к Петербургу. В прошлом году к нам пожаловал Молодежный театр на Фонтанке, в этом — Театр на Литейном. И, как всегда, петербуржцы оказались на высоте. Я, к примеру, не смогла найти ни одного зрителя, которому бы не понравился «Царь Эдип» Театра на Литейном. Редкое единодушие… В прошлом году не меньший восторг вызвал «Жаворонок» Молодежного театра на Фонтанке. Впрочем, по части новаторства и любви к театральным экспериментам победу одержал «Царь Эдип». Так что петербуржцев стоит приглашать и дальше. Возможно, вскоре очередь дойдет и до Театра-фестиваля «Балтийский дом».

Конечно, «Київ травневий» еще не дорос до Авиньонского театрального фестиваля. Как, впрочем, и до Эдинбургского. Эти фестивали-гиганты по-прежнему остаются для нас учителями, и ученики еще не скоро смогут их превзойти. Для этого нужно пригласить хотя бы несколько гонорарных коллективов...

Чем же порадовала киевлян последняя, финишная неделя фестиваля? Одним из самых любопытных спектаклей заключительной недели я бы назвала «Петрушку» чешского Театра народного фронта. Его театр определил как «танец-гротеск об извечной обреченности поэта». На что же обречен поэт? К примеру, на короля, царя, президента, словом, — на некую августейшую особу, которой приходится объяснять, что дважды два — четыре, а она упорно не хочет понимать такого простого факта.

В постановке Театра народного фронта поэт-Петрушка с редким энтузиазмом и выдержкой пытался объяснить королю азбучные истины, а тот отверчивался, как мог. Выходило, что поэт обречен на роль учителя с указкой. Мается он, бедный, у доски, а ученики все болтают да лодырничают. «История поэзию не учит, поэзия историю — тем паче», — писала Наталья Горбаневская, и она была, конечно, права. И что самое печальное, эта фраза справедлива в отношении людей искусства и власть имущих. Ничему они друг друга не учат, да, наверное, и не могут научить.

Чешский Театр народного фронта начинал свои эксперименты в области пластики, импровизации и клоунады в Санкт-Петербурге, где вдохновлялся полунинскими «Лицедеями» и «Деревом» Адосинского. А показанный в Киеве спектакль был поставлен в год 90-летия премьеры «Петрушки» Стравинского. Впрочем, питерские корни постановки можно ощутить, даже не зная об ее перекличке с «Петрушкой» Дягилева—Стравинского. Слишком уж по-петербургски выглядит этот «танец-гротеск об извечной обреченности поэта». А поэт как две капли похож на беднягу Евгения, который так и не смог укрыться от медного всадника-власти.

Даугавпилский драматический театр привез на «Київ травневий» музыкальную легенду «Суламифь» по одноименной повести А.Куприна (режиссер Гарий Петроцкий). «Суламифь» оказалась красивым костюмным действом без особых притязаний на экспериментальность и философичность. Режиссер, по-видимому, не был озабочен поиском нестандартных решений и поэтому не особенно интриговал зрителей. Красивые костюмы, вполне профессиональные актеры, но и только… «Бомбой» «Суламифь» не стала. Это почетное звание по праву досталось «Царю Эдипу» Театра на Литейном.

Постановка сатирического театра «Керемпух» (Сербия) «Спектакль «Гамлет» в селе Нижняя Мрдуша» приятно позабавила зрителей. Легкое, остроумное представление по пьесе Иво Брешана рассказывало о том, как в селе, где из прослойки под названием «интеллигенция» налицо один только учитель, ни с того ни с его решили поставить «Гамлета». Нетрудно догадаться, что вышло из этой идеи-фикс! В театральном продукте жителей села Нижняя Мрдуша от Шекспира остались лишь рожки да ножки. Бедный Йорик…

На этой оптимистической ноте и закончилась театральная часть фестиваля. В качестве эпилога киевлянам преподнесли Передвижной фестиваль чешских фильмов. Известно, что каждое лето по дорогам Моравии и Чехии путешествуют восемь передвижных театров, которые крутят чешское кино на городских площадях. Теперь очередь дошла и до Киева. В программе были представлены чешские анимационные и художественные фильмы 90-х, сопровождавшиеся синхронным переводом.

Итак, пятый юбилейный «Київ травневий» — позади. Что же готовит нам год грядущий? Хочется верить, что удачу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме