«Золотые маски» уже розданы. Известны и имена очередных лауреатов Российской Национальной театральной премии. В этом году, кстати, афиша пополнилась участниками проекта «Маска Плюс», где были показаны вне конкурса работы мастеров театра и танца из Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Армении и стран Балтии. Украину представлял киевский модерн-балет Раду Поклитару. В тридцати одной номинации «Золотой маски» есть особая — «За честь и достоинство». Ее получил бывший харьковский актер, а ныне главный режиссер Нижегородского театра «Комедiя» Семен Лерман.
«Золотая маска» была всегда важным стимулом в театральной и общественной жизни государства российского. Попасть в номинацию (лучший спектакль, лучшая работа режиссера, художника и т. п.) не просто вопрос престижа, а признание в масштабе. «Маску» поддерживают президент России, мэр Москвы и председатель правления Сбербанка. Посему премия обнаруживает не только зрительскую любовь, признание критиков, но и связь того или иного деятеля (или коллектива) с иерархией властных структур.
В афише прошедшей «Золотой маски» безусловных лидеров было немного. Скажем, Валерий Фокин, который серьезно взялся за обновление Санкт-Петербургского Александринского театра и в этом немало преуспел. Лучшим режиссером назван именно он — за спектакль «Женитьба». А лучшим спектаклем — поставленная в его же театре «Чайка» поляка Кристиана Люпы.
Специальную премию жюри присудило спектаклю Российского академического молодежного театра «Берег утопии». В основу пьесы-трилогии Том Стоппард взял тексты русских революционных демократов, повторив то, чем когда-то успешно занимался Михаил Шатров. Он торопился реабилитировать социализм «с человеческим лицом». «Берег утопии» режиссера А. Бородина — эпитафия идеалистам, которые хотели построить в России свободное и справедливое общество. А это сомнительный презент российской политической элите. Поскольку спектакль и так идет целый рабочий день с перерывами на обед и ужин, показать, как же в результате получился «капитализм с лицом недочеловеческим» то ли времени не хватило, то ли литературного материала у Герцена и Белинского не нашли. Видимо, придется на следующей «Маске» использовать китайский опыт создания мюзикла «Капитал» по Карлу Марксу.
Впрочем, острых жизненных сюжетов вокруг предостаточно, для подобного взгляда «Маска» непроницаема. Есть совсем не парадные Коляда, братья Пресняковы, «Театр. Doc». Но этот материал не для нее. Российскую «Маску» отличают действительно «позолоченные» интерпретации классики, когда приметы нашей современности лишь слегка проступают наружу в произведениях Гоголя и Островского, Достоевского и Толстого, Чехова и Шекспира.
В «Маске» давно принято и оперных классиков корректировать с помощью «актуальной» режиссуры (в этом году победила «Золушка» Россини, поставленная на берегах Невы), а современных композиторов, наоборот, поощрять для написания вариаций на классические темы. В конкурсной программе оказались рядом оперы Р. Щедрина «Очарованный странник» по Н. Лескову, «Братья Карамазовы» А. Смелкова по Ф. Достоевскому (обе в Мариинском театре), «Александр Македонский» В. Кобекина в Якутске, мюзиклы «Гадюка» А. Колкера по А. Толстому в Новосибирском, а «Екатерина Великая» С. Дрезнина в Екатеринбургском театре музкомедии. Вперед вышел Родион Щедрин (кто же еще?) и «Екатерина Великая».
В соревновании архивной балетной классики («Баядерка», «Корсар», «Сильфида», «Карнавал») особняком стояла программа Мариинской суперзвезды Дианы Вишневой «Красота в движении». Этот проект признан лучшим. А среди современных хореографов России победил уральский хореограф Сергей Смирнов со своим спектаклем «Глиняный ветер».
Однако, на мой взгляд, более заметными оказались на «Золотой маске» внеконкурсные работы киевского мастера Раду Поклитару. Московская пресса увидела в его «Болеро»… политический подтекст и посчитала, что «борьба украинского индивидуума за свободу показана в «Болеро» без балетных прикрас. Смелый хореограф посредством балетных метафор изобразил главные перипетии политической жизни Украины, чего современная русская хореография позволить себе не может».
Не менее важно и то, что танец Поклитару среди позолоченных раритетов бывших императорских театров и бесконечных пластических ребусов наконец-то задел зрителей за живое.
Спектакли Поклитару наделали немало шума в театральной Москве (с гораздо большим позитивом, чем эксперименты Жолдака). Хотя вслед ему были показаны внеконкурсные композиции таких мэтров постмодерной хореографии, как И. Килиан и У. Форсайт (у которых Раду, кстати, многое почерпнул). Однако работы некогда эклектичного Поклитару сегодня читаются понятней, нежели мессиджи его маститых предшественников. А рядом с номинантами из Екатеринбурга или гостями из Эстонии и вовсе выглядят живее, перспективней.
Московская критика хорошо умеет формировать общественное мнение и не всегда соглашается с оценкой жюри «Золотой маски». Москвичи не особенно церемонятся с авторитетами, даже такими знаменитыми, как артисты когда-то действительно легендарного Санкт-Петербургского БДТ. Спектакль «Дядюшкин сон» с О.Басилашвили и А.Фрейндлих был приятным воспоминанием о «тех» временах, но явно не вписывался в формат «Маски», которая признает только инновационные работы. Впрочем, очередной парадокс: Басилашвили награжден за лучшую мужскую роль.
Не удивительно, что «Золотая маска» не только определяет эстетические критерии в современном театральном процессе, но и одновременно служит «красной тряпкой» для многих режиссеров, известных своим радикализмом. Возникают иные течения, жанры, модели театра как зрелища и общественного института, а также рядового учреждения культуры.
Кое-что из этого опыта хорошо бы перенять нашим постановщикам… А кроме того, хорошо бы возродить и в Украине фестивальный бум (в масштабах страны, конечно), объединив разрозненные творческие форумы у Черного моря, на Хортице или «в степях Украины». Ведь интересная может получиться картина.