«В области Людмила Марковна Гурченко в автобиографической книге.Похоже, что привычка «влыбаться» при любом коленце народного танца остается мерилом его успешного существования в наши дни и не меняется ни при какой власти. «Раз они пляшут, значит довольны», — похоже отзывалась о своих подопечных Екатерина, проезжая через «потемкинские деревни». Такими «деревнями» ныне часто становятся смотрины художественных коллективов областного масштаба, когда в них приплясывают разноголосые кучки деревенских жителей в основном пенсионного возраста. Они в общем и доказывают, что фольклор, в том числе и танцевальный, у нас тоже на грани вымирания. На самом деле сравнивать его с танцем народно-сценическим, где царит трюкачество и дешевый провинциальный шик, все равно что называть грудь Верки Сердючки материнской. Не говоря уже о наигранном оптимизме композиций.
Ведь танцы ликующие были характерны и для эпохи сталинского террора, и для воспевания хрущевской кукурузы, и для «раскраски» болотной жизни при Брежневе. Мало что изменилось и теперь, разве что фонограммы стали погромче, а юбки у танцовщиц покороче.
Все это имеет отношение к балету, потому что «мичуринские» прививки классического танца к дичкам народного фольклора давно перестали давать «съедобные» плоды. Исчерпанность национальной тематики также говорит о тупиковой ситуации. В балете использованы практически все популярные сюжеты Шевченко, Леси Украинки и других отечественных классиков.
Чтобы завлечь зрителя, в ход пошла украинская демонология, проще говоря, нечисть. Кстати или некстати патриоты края вспомнили рассказ Захер-Мазоха «Дон Жуан з Коломиї», создав балет и на эту тему. Слава Богу, хоть детям украинские театры показывают «Белоснежку» и «Айболита». Но, как бы компенсируя отсутствие национальной принадлежности героев, в балете Ю.Шевченко «Буратино и волшебная скрипка» на сцене Национальной оперы Лиса Алиса и Кот Базилио сливаются в экстазе под музыку «Ніч яка місячна».
В одесском «Айболите» на музыку Нино Рота много противоречий между развлекательностью и содержательностью.
Здесь ярче всех оказался «пикник» современного Бармалео на экзотическом курорте, где его окружают «братаны» и местные «путаны» (впрочем, крокодил и жираф на их фоне тоже просматриваются). Замысел создателей балета уж очень пафосный: человек в белом халате передает «гуманитарную эстафету» своему преемнику в коротких штанишках (правда, мускулистому артисту на вид далеко за двадцать). Конечно, в таком возрасте доктор уже не страшен, но маленькие дети, как правило, от человека в белом халате стараются удрать, а не представляют его романтическим героем. Остаются вопросы к таким же «малолеткам» Танечке и Ванечке. Кто они — участники пионерской игры «Зарница» или любовники? Впору в финале свадьбу играть. А когда нехороший Бармалео, укушенный крокодилом, выпивает до дна чашу, куда слил змеиный яд «добрый доктор Айболит», знак вопроса выпрямляется в восклицательный. Ведь от крокодильих укусов вряд ли можно излечиться таким образом, скорее наоборот.
С драматургией и содержательностью действия в балетном царстве-государстве вообще беда. Странно, что это противоречит общей ситуации в украинском театре, который пестрит идейными новациями и смелыми проектами. Балетмейстеры же, как правило, мыслят категориями давно увядшей эстетики драмбалета и прямолинейно переводят литературные образы в трафареты классического танца. В том же «Буратино» главный герой и Мальвина танцуют па-де-де как балетные виртуозы. Хотя даже детская логика подсказывает, что пластика деревянного человечка должна быть совсем другой.
Часто в ход идут стереотипы балетной драматургии ХIХ столетия — сны и волшебные зеркала, как в балете «Даниэла» М.Чембержи на сцене Национальной оперы. Сказать, что эти тряпичные страсти и ходульные персонажи приближают балетное искусство к современному зрителю даже при любви к отечественному «производителю» язык не повернется.
Неслучайно именно в Киеве бунтует против подобных стереотипов «классического» мышления руководитель модерн-балета Раду Поклитару. Хотя в его радикально решенном «Щелкунчике» (как и в других спектаклях танцевального андеграунда) просматриваются не только пародийные вызовы устаревшим канонам, но и стремление отыскать в зале души, родственные героям спектакля. И в этом он весьма преуспел, особенно у молодежной аудитории. А Россия откровенно завидует, что в Украине есть такой продвинутый постановщик и меценат у его театра.
* * *
Последний мотив многое решает в судьбе современного танца, который часто ошибочно связывают с шоу-бизнесом и клубно-ресторанными забавами. В конечном итоге те сами себя и кормят. На этом поприще карт-бланш имеет Елена Коляденко. Большинство СМИ представляют ее как лидера современного танца. А идеи и практика полномочного представителя этого искусства в Украине Ларисы Венедиктовой остаются в тени. Но чему удивляться, если спектакль Национальной оперы «Мастер и Маргарита» по Булгакову был приглашен поставить Давид Авдыш, бывший балетмейстер ресторана-варьете «Тройка»?
Да, культурные приоритеты сдвинулись. Вряд ли в обозримом будущем Украина приблизится к Европе в развитии балетного искусства. Не чувствуется и государственной поддержки современного танца. Потому ноги в розовых пуантах с веселым топотом пересекают кордоны Украины, чтобы порадовать зарубежного зрителя. Этот отток уже можно сравнить с эмиграцией научных мозгов, которые знали, как строить ракеты и перекрывать реки. В заключение программы ожидается «Танец маленьких лебедей» на руках в исполнении китайского акробатического балета.