Новое здание харьковского оперного театра строилось лет двадцать. Столько же времени прошло после его открытия. Многие харьковские студенты той поры, успевшие стать бабушками и дедушками, вспоминают, как отбывали «трудовую повинность» на последней в советскую эпоху «стройке века», где теперь плещутся воды «Лебединого озера» и умирает с арией на устах Травиата.
Давайте зададимся вопросом, для кого строился этот архитектурный монстр, ставший новым прибежищем теней из «Баядерки», испанских матадоров и запорожцев из-за Дуная?
Конечно, для зрителей, напрашивается ответ. Но это не вполне справедливо. Проект, полвека назад казавшийся суперсовременным, советские аппаратчики облюбовали для своего Дворца съездов. О чем говорят даже ниши с кнопками для голосования в креслах партера.
Ну а лебеди? Перефразируя слова известной песни, можно сказать «а лебеди потом»…
Похоже, эта «традиция» сохранилась, подтверждая, что в наши времена само здание театра важнее, чем его лебеди, то есть артисты и, соответственно, люди.
Харьковский театр имени Н.Лысенко (кстати, первый в Украине государственный театр оперы и балета, один из старейших в стране), за последние 20 лет многократно доказывал, что все его творческие достижения не остались в прошлом.
А сегодня это приходится делать заново. Поскольку коллектив стал объектом немотивированной критики, связанной с очередной угрозой «уплотнения».
Финансовый кризис бьет прежде всего по объектам культуры. Так уж повелось, что периодически возникает в Харькове идея о… переселении в оперный театра музыкальной комедии. Причем парадокс в том: вчера этот «проект» «отбивали» те люди, которые сегодня за него ратуют…
Почему театр музыкальной комедии не может работать в том помещении, которое он арендует много лет и приспособился к нему творчески и технически? Областные власти уверены, что таким образом можно сэкономить не меньше миллиона гривен на оплате аренды. Конечно, сумма немалая. Но смотря с чем сравнивать.
По информации, появившейся в СМИ, на благоустройство территории харьковского Центрального рынка в асфальт буквально «закатали» 19 миллионов. Не говоря уже о подготовке города к проведению «Евро-2012».
Но то ведь футбол.
Хорошо известен и владелец здания, в котором поселился (не по своей воле) театр музыкальной комедии. Мог бы он сделать подарок городу или области, передав помещение, столь необходимое «бездомному» коллективу? Проявить щедрость мецената, покровителя муз?
Чтобы получить ответ на вопрос, его надо задать. А может быть, и в ноги поклониться тем, от кого это зависит.
Не всем же везет с таким руководителем, каким был А.Барсегян, директор и главреж театра харьковской русской драмы. В трагической ситуации, когда театр сгорел дотла, он не только сохранил коллектив в условиях аренды помещения, но и сумел добиться постройки нового, еще лучшего здания.
* * *
«Беда» оперного театра в том, что за четыре столетия своего существования он никогда себя не окупал. Дорогое это удовольствие. В любой стране, в любую эпоху. Но честь иметь оперную и балетную труппу поддерживали (и поддерживают) императоры, короли, президенты и просто меценаты, какими бы соображениями (меркантильными или благородными) они ни руководствовались.
…На другие «царства» ориентироваться, впрочем, не стоит. У нас в Украине из шести оперных театров звание «Национальный» получили, кроме Киева, Донецк, Львов и Одесса. Со всеми материальными выгодами.
Хотя добиваться этого пришлось ой как долго.
Два года назад подобной чести были удостоены и харьковчане. Казалось бы, надо гордиться и содействовать тому, чтобы статус был не только юридическим, но и подкрепленным финансово.
Но этого не происходит. Театр не передан из коммунальной собственности в государственную, что позволило бы ему быть гораздо лучше обеспеченным. Он по-прежнему остается «слугой двух господ», что подразумевает собственника - харьковский областной совет и непосредственное начальство - в виде областного управления культуры.
И есть опасение, что переезд театра музыкальной комедии в оперу может окончательно помешать процессу огосударствления. А значит «национальным» театр останется только на афише.
Прислушаемся к мнению главного инженера ХНАТОБа Алексея Наливайченко (полную версию которого можно прочитать на сайте театра): «Малый зал, на который претендует театр музкомедии, предусматривался и используется сейчас для проведения сценических репетиций, организации студийно-экспериментальной театральной работы. В нем нет административных и прочих помещений для «малого зала» как отдельного объекта. К тому же правила и технические нормы не предполагают использование здания театра автономно существующими собственниками, которые осуществляют один и тот же вид деятельности».
* * *
Можно прогнозировать, что «принудительное» переселение коллектива численностью около 200 человек в здание, где уже работают более 700 сотрудников, приведет к творческому и техническому коллапсу в обеих труппах. А также к конфликтам, вплоть до очередей в туалеты и гримерки. И теперь это понимают даже работники театра музкомедии, которые раньше радовались открывающимся перспективам. Грядет, вероятно, и сокращение штатов (называемое сейчас «оптимизацией») из-за дублирования служб в разных коллективах? Возникнет вынужденный график выступлений и проблема согласования его с арендаторами других зрелищных организаций и многочисленных мероприятий областного и городского масштаба.
Непонятна также судьба оперной студии Харьковского университета искусств, чьей базой является малая сцена. Именно оттуда приходит в театр талантливая молодежь…
Казалось бы, доводы против «силового» решения проблемы с помещением театра музкомедии преобладают. «Давайте потуже затянем пояса и переждем смутную полосу!». Сколько раз мы уже слышали эти призывы и вынужденно им подчинялись! На сей раз логика действия властных структур говорит о другом.
«При определенных уступках со стороны ХНАТОБа переезд театра вполне возможен», - заявляет журналистам начальник областного управления культуры Дмитрий Кузнецов.
А заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Евгений Савин недавно озвучил еще одну идею: «здание ХНАТОБ большое, и его нужно использовать более эффективно. Поэтому на базе театра оперы и балета надо создать крупный культурный центр, где разместится, в том числе и музей частных коллекций».
«Места нам хватит, - уверен директор Харьковского областного театра музыкальной комедии Игорь Коваль, - площадь ХНАТОБа 52 тысячи квадратных метров, а нам нужно 4,5 тысячи. Наконец-то у нас будут свои помещения, и мы поселимся в центре, а не где-то между вокзалом и базаром». Будто речь идет о палаточном городке. Будто на самом деле можно оперировать в ванной, а спать в прихожей, как предлагали представители домкома профессору Преображенскому из булгаковского романа.
* * *
К тому же притязания руководителя не совсем соответствуют художественному статусу его спектаклей. Они собирают аудиторию специфическую. В основном из того района «базар-вокзал», от которого театру музкомедии так хочется отдалиться. На оперу и балет сегодня приходит больше интеллигенции, студентов и школьников. Директор театра Любовь Морозко с калькулятором в руках показывает: аудитория ХНАТОБа за последние два года выросла на четверть, составляя уже 112 тысяч человек, и доходы (только от продажи билетов) возросли до 2 миллионов 208 тысяч гривен. А его «творческий продукт», как любят сейчас говорить, с удовольствием «потребляют» не только в Харькове, но и в Японии, Великобритании, Швеции, Дании
(выступления только последних двух месяцев). Что служит лучшим доказательством востребованности наших артистов в международном масштабе. И чем не может сегодня похвастаться любой харьковский театр, который приводят в пример.
В этой ситуации «мичуринская» прививка театра музыкальной комедии к оперному дереву может дать только горькие плоды. А принципы социалистического общежития вряд ли принесут каждому из коллективов творческое вдохновение.
Но экономия на культуре продолжается. На очереди ремонт многострадальных сельских клубов, который в стенах обладминистрации почему-то опять связывают с «прожорливым» ХНАТОБом. Театром, который давно и без указаний чиновников является крупным культурным центром региона посреди наступающей попсы и тотальной безвкусицы.